На вопросы читателей отвечает архимандрит Кирилл (ГОВОРУН), председатель Синодального отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви, преподаватель Киевской духовной академии:
Должны ли мы прощать наших обидчиков, если они сами не раскаиваются в содеянном? Могут ли они получить прощение посредством наших личных молитв за них, то есть не прилагая собственных усилий?
Покаяние необходимо не Богу, но самому человеку. Именно поэтому Господь и не дает покоя совести человека, понуждая тем самым грешника к покаянию и изменению жизни. Сам же Бог заранее готов простить любой грех и, выражаясь «антропоморфным » языком, никогда ни на кого не держит зла. Постоянная настроенность человека на прощение — это богоподобное свойство, которое приближает его к Богу, обладающему этим качеством по Своему естеству. Господь ждет от человека покаяния как Педагог, а не потому, что этого требует Его естество. Что касается человека, он может быть таким же педагогом, приводя человеческие души к покаянию, но только когда достигнет внутренней невозмутимости, которая проявляется в готовности заранее прощать всем и вся.
Как быть, когда имеющаяся любовь к Богу, плач о грехах, желание стать по-настоящему добрым, а не лицемерным, и даже стяжание Духа Святого (самая высокая цель христианской жизни), на уровне подсознания оказываются только средствами достижения другой цели — казаться хорошим в глазах окружающих?
Выходит, что самые «высокие» порывы моей души на практике — обычное тщеславие?
Когда благочестие становится не целью, а средством — средством самоутверждения и завоевания благосклонности со стороны других людей — сама его природа меняется. Вы верно определили, во что именно превращается такое благочестие — в тщеславие. Тщеславие — одна из самых сложных страстей: сложных
и для распознания, и для искоренения. Избавиться от тщеславия человеку лучше всего помогает горе — собственное или чужое. Деятельная любовь к ближнему — это, пожалуй, и есть способ преодоления тщеславия.
Я очень плохо слышу, и по-настоящему устал от этого. В последнее время у меня стали возникать страшные мысли: хочется от всего уйти, потому что нет больше сил. Что мне делать?
Куда-то уходить — совсем не выход. Ваша усталость, как мне кажется, скорее, состояние духа, чем результат ограниченности физических способностей. Затяжная усталость — это, наверное, и есть уныние, которое имеет духовную, а не телесную природу. На мой взгляд, лучшее лекарство от такой усталости — благодарение. Я имею ввиду благодарение Богу за все, что мы имеем: за окружающий мир, который, даже если его плохо слышно, можно видеть и осязать. За возможность общения, которое может осуществляться не только через произнесенные слова, но и слова написанные. В жизни каждого человека, даже полностью ограниченного в своих физических способностях, всегда существует масса возможностей для благодарения. Благодарение — по-гречески «евхаристия» — это и есть то чудодейственное средство, которое всем нам помогает бороться с нападающим порой унынием.