В политике президента Виктора Ющенко и его «оранжевых сил» в отношении Православия на Украине сместились акценты. Цель — максимальный отрыв от России — остается прежней. Но в качестве средства теперь используется не раскольничий лже-патриарх Филарет, а турецкая карта. Переподчинение украинского православия Константинопольскому Патриарху.
Статью обозревателя "Фомы" Алексея Соколова "ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ" согласился прокомментировать для нас профессор Московской духовной академии, диакон Андрей КУРАЕВ (исполняет функции иностранного агента):
В политике президента Виктора Ющенко и его «оранжевых сил» в отношении Православия на Украине сместились акценты. Цель — максимальный отрыв от России — остается прежней. Но в качестве средства теперь используется не раскольничий лже-патриарх Филарет, а турецкая карта. Переподчинение украинского православия Константинопольскому Патриарху.
Сам Патриарх Варфоломей, хотя однажды и с радостью принял аналогичный пас от эстонских властей, в Украине на такое все же не решился. Поэтому итог киевских маневров церковной дипломатии в главном позитивен: несмотря на угрозу раскола, каноническое единство Православия не пострадало, а раскольничьи группы так и остались вне общения с православным миром, вне нашей Литургии.
Но, как известно, в наше время правдой является не то, что случилось на самом деле, а то, что показали по телевизору. В этом плане украинские СМИ продолжают вести себя крайне нечестно. Прошедшие торжества называют поражением Патриарха Московского и Всея Руси Алексия, утверждают, что приезд на праздник главы Константинопольского Патриархата — это еще один шаг к получению независимости Украинской Церкви. Они ни разу не обмолвились о том, что патриарх Варфоломей приехал на Украину в качестве гостя патриарха Алексия, в то время как глава Русской Церкви (частью которой является и Церковь Украины) был в Киеве у «себя дома».
Да, Константинополь — «Церковь-мать» для Киева. Но рождена им была не «киевская епархия», а все «русское Православие». Как моя мать родила не мои глаза, а всего меня. И вряд ли у нее есть право вырывать мой глаз из моей головы.
Прежний фаворит оранжевых — «Киевский Патриархат» — это структура, ориентированная в первую очередь на людей, которые «потребляют религию», а не служат вере. Для них Церковь — часть национальной самоидентификации, часть политической программы, в крайнем случае — «комбинат ритуального обслуживания», где не особенно важно, кто тебя обслуживает: православный священник, ксендз, шаман или лама.
Там нет собственно религиозной идеи, а потому и нет шансов объединить именно верующих украинцев.
Весьма странный слоган лже-патриарха Филарета: «Наш путь один: к Богу и в Европу!» вряд ли удовлетворит многих. Те, кто хочет кушать этот «продукт политического православия», уже собрались в УПЦ КП, остальным же украинцам это просто не нужно, а потому и перспектив роста у этой структуры я не вижу.
Если же Москва и Константинополь договорятся о создании канонической автокефалии на Украине, то и это вряд ли пойдет на пользу украинскому православию. Тому есть несколько причин. Первая из них — Украина слишком разнородна. Не все православные жители Украины с этим согласятся. Ибо не всех тяготит связь с Россией. Так, многие приходы в США в 1970 году не приняли автокефалию Американской Церкви, а предпочли остаться в Московской Патриархии.
Вторая причина — Россия просто объективно важна для развития современного украинского Православия. У нас есть то, что мы можем дать друг другу. И Украина крайне нуждается сегодня в «российском локомотиве» богословской и просветительской деятельности, так же как и Российской Империи в свое время для гармоничного развития были необходимы «петербургские немцы» из числа высшей аристократии.
Украинцам удалось сохранить удивительно вкусное бытовое переживание Православия, очень органичное, очень традиционное и здоровое. Но им не хватает российской «достоевщины», без которой развитие православной мысли и миссии в стране может остановиться.