Вопрос читателя:

Здравствуйте. Мне кажется, я неправильно веду церковную жизнь. Я с раннего детства хожу в церковь, сначала с бабушкой или с мамой, с 16 лет стала уже одна. Регулярно исповедуюсь и причащаюсь. Когда только начала сама ходить в церковь с 16 лет, стала чувствовать, что намного стала ближе к Богу, много плакала от радости, что обрела крепкую веру. Я много перечитывала Евангелие, молилась, но только своими словами, молитвенное правило у меня никогда не шло. Я читаю по сегодняшний день только Евангелие и много молюсь, но только своими словами. Хожу регулярно в церковь, исповедуюсь и причащаюсь, но последование ко Святому Причастию, каноны я не читаю, только своими словами молюсь. Меня очень тянет к Богу, хочется причащаться каждый день, но молитвы из молитвослова не читаю, не знаю почему так. А еще я пять лет уже работаю в интернете, но работа практически весь день занимать стала, мне не то что помолиться, но даже за собой ухаживать некогда или сделать неотложные домашние дела. Из-за этого я и в церковь стала ходить «некачественно», после причастия ухожу сразу, потому что мне надо на работу. И так регулярно. Может, я веду церковную жизнь неправильно? Мне вообще не с кем посоветоваться, поэтому я пишу вам. Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Спасибо.

Анна

Ответ священника:

Дорогая Анна, все вопросы о духовной жизни и о том, как именно Вам следует молиться (с учетом всех Ваших жизненных обстоятельств) следует задать духовнику — священнику, которому Вы регулярно исповедуетесь. Он Вас знает на протяжении какого-то времени, понимает Ваши сильные и слабые стороны, особенности характера и жизни — и, уверен, подаст правильный совет.

Бывает, что человеку сложно молиться по молитвослову, но в этом случае просто необходимо выяснить и понять, в чем именно состоит эта сложность и чем так не милы Вашему сердцу слова, бережно составленные нашими святыми отцами, людьми высочайшей духовной жизни и прекраснейшего образования, которые очень бережно и внимательно подходили к тому, о чем писали.

Навскидку я могу предположить две причины проблем — время (об этом ниже) и содержание.

Очень часто молитвы из молитвослова читаются «механически», что называется, «вычитываются». Но если присмотреться к нем и читать без спешки, спокойно (сделайте себе такой подарок), Вы увидите, что в основном молитвы содержат общие прошения, в которые Вы внутри себя можете подставить свои конкретные ситуации. Например, в молитве упоминаются «ненавидящие и обидящие нас» — но у Вас это будет одна группа лиц, у меня другая, а у кого-то в какие-то периоды времени таких не будет вообще. И так далее. Молитвы, составленные святыми (а они все именно святыми и составлены) хороши тем, что включают в себя прошения обо всем, что нужно человеку. Вы сама можете что-то упустить — а в молитвах все уже перечислено, мне кажется, не стоит отвергать такой удобный инструмент и, может быть, даже шаблон и напоминание о том, о чем стоит не забыть попросить Господа.

Это касается не только утренних и вечерних молитв, но и правила ко Причастию.

С непривычки, конечно, Вам покажется тяжелым трудом молитва по молитвослову — но, повторю, сделайте себе такой подарок — и со временем Вы увидите, как изменится Ваша жизнь.

Что касается проблемы времени (на молитву времени не хватает), думаю, это в принципе актуальный вопрос для всей Вашей жизни: «...работа практически весь день занимать стала, мне не то что помолиться, но даже за собой ухаживать некогда или сделать неотложные домашние дела».

Существует понятие о гигиене труда и отдыха. Это означает, что в жизни человека должно быть место и рабочим делам, и устройству своего быта, и увлечениям, и общению с близкими, и личной жизни. Если одна сфера поглощает жизнь почти полностью, нарушается баланс — и в итоге это приводит к очень плачевным результатам. Понимаю, что работа важна, да, но всему свое время. И мне кажется, что Ваша главная задача сейчас — помолиться Богу и о помощи и провести аудит траты собственного времени и достаточно жестко ограничить рабочие часы. Если в договоре у Вас прописано рабочее время 8 часов в день — значит, управляться со всеми делами надо именно на 8 часов. Не отвлекаясь ни на что, отработали — и свободна (с перерывом на обед, конечно). Если в договоре время не определено, все равно я бы советовал ориентироваться на норму в 8 часов. Вы можете дать себе, скажем + 2 часа дополнительно — но подумайте, почему Вам не хватает времени и не берете ли Вы на себя больше дополнительных задач, чем в состоянии сделать. Если берете — закрывайте эти задачи и не берите новых.

Как только Вы ограничите свое рабочее время — сразу увидите, что не дает справляться с работой за эти рабочие часы, а заодно у Вас появится время и на быт, и на общение, и на церковную жизнь. Что касается собственно церковной жизни, я бы посоветовал начать с нее — и в первую очередь выделить в своей графике время на молитвы. Утром выделяйте на правило минут 20 — 25 и столько же вечером. Думаю, через какое-то время Вы сможете даже сократить это время (тексты станут привычными), но пока что читайте неторопливо. Может быть, стоит отмерить себе даже полчаса, с запасом. Вы увидите, что, так как время все равно уже «зарезервировано», торопиться некуда — и можно спокойно вчитаться в слова молитв. Что касается подготовки ко Причастию, отмерьте минут по 15 — 20 на каждый канон и около 40 минут на Последование. И каноны пока можете начинать читать за три дня до Причастия — по одному в день. Несколько недель на формирование новых привычек нужно заложить и дать себе время перестроиться. Следуйте этим советам, исполняйте то, что скажет духовник — и, Бог даст, все наладится и в жизни появится время на многое, на что сейчас его не хватает.

Помоги Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: