Так получилось, что в детстве никто мне про Бога не говорил. Не специально. Просто даже мысли про Него никому в голову не приходили. Жили мы в Сибири, в молодом городе – у нас и церкви-то ни одной не было, да и бабушек было мало: туда приезжали люди молодые – строить электростанцию и добывать нефть, а бабушек оставляли “на большой земле”. Наверное, мне повезло, что просто так я в храм ни разу не зашла, и ни разу даже случайно Бога не похулила.Спустя много лет, когда я уже жила в Петербурге и работала преподавателем в колледже, мое внимание привлек один мой студент. Он отличался от всех дружелюбным нравом, приветливостью, старанием в учебе, и… какой-то отрешенностью. На занятия он приходил всегда в хорошем настроении, с плеером, в наушниках, и однажды кто-то из ребят сказал мне: да ведь Леша верующий! Для меня это был шок… Видимо, в ту эпоху, когда я росла, не нужно было даже специальных агиток, чтобы в голове прочно засело, что Бога нет, потому что Его не может быть никогда. А в церковь ходят бабушки (причем незнакомые, так как мои родные бабушка и дедушка были хорошими, честными людьми, свято верующими, но не в Бога, а в идею коммунизма). И вдруг этот Леша – молодой и явно не сумасшедший. Я стала разговаривать с ним, расспрашивать, пытаться понять. Надо сказать, к этому моменту поиски смысла, которые у меня, как у всякого рефлектирующего человека, начались лет с четырнадцати, зашли в глубокий тупик, и моя жизнь, в силу различных обстоятельств и чудовищных ошибок, погрузилась в непроходимую тьму, из которой я не представляла, как выбраться…

Леша был протестантом – но, к счастью, их маленькая община с вывезенными откуда-то из Америки идеями почему-то не отвергала Православие. Леша мне так и говорил: креститься надо в православной церкви. Я даже стала спрашивать у него совета перед принятием каких-то сугубо личных решений. И он говорил: а вы пойдите в православный храм, помолитесь, там хорошо молиться. Этот молодой паренек стал моим первых духовным руководителем.

Моя первая Встреча со Христом произошла так. Помню даже место, на котором меня накрыло осознание встречи с Богом: это была сберкасса, мимо которой я шла от остановки к себе домой. Я шла и читала подаренную тем же Лешей книжку “Не просто плотник”. Там американский проповедник, профессор, кандидат богословских наук Джош Мак-Дауэлл в простых выражениях доказывал, что Иисус был Богом. Приведенные в этой брошюре аргументы вряд ли сейчас показались бы мне очень глубокими, но в тот момент мне их было достаточно. Особенно меня задели слова о том, что сам Мак-Дауэлл стал разбираться в сущности Иисуса лишь для того, чтобы доказать, что Он не был Богом. А в конце книжки, как это принято в протестантских изданиях, говорилось: и ты тоже прямо сейчас можешь встретить Бога. Просто скажи Ему… дальше следовал незатейливый текст молитвы. И вдруг я почувствовала, что могу это сказать… Ощущение Живого Бога нахлынуло на меня, и пришла уверенность, что там, “на другом конце провода” меня Кто-то слышит… И эта уверенность больше никогда, ни разу меня не оставляла.

Крестилась я в православной церкви, крайне неудачно: никому об этом не сказав из родных и знакомых, пришла в недавно открытый большой собор, где меня, ни о чем не спросив и ничего не сказав, быстренько покрестили, сразу же причастили (я так ничего и не поняла), а потом я вышла из церкви и пошла дальше по своим делам. Причем ничего странного или неправильного я в этом тогда не увидела, ведь Господь коснулся моего сердца, я уже и так знала, что я с Ним, просто мне был нужен некий официальный акт, скрепляющий наш союз. Ну, как замуж выйти за любимого. Я ведь уже любила… А какой должна быть Свадьба, я даже не представляла. Может быть, и такая...

Вторым этапом моего Богопознания и укрепления в вере стало чтение Библии, подаренной мне тем же Лешей. Я начала – вопреки сложившейся традиции – с Евангелия от Иоанна, не зная тогда, что это за Иоанн, и чем отличается одно Евангелие от другого. Я читала, и от главы к главе у меня крепло убеждение – так придумать никто не мог. Да и незачем. Ну, кому нужны все эти мелкие подробности, эти перескакивания с одного на другое? Если бы все это просто сочинили, то был бы гладенький, сказочный текст, а не этот, порой непонятный, но явно прочувствованный самим автором – живым человеком, очевидцем – рассказ о реальных событиях. И когда я дошла до последней главы и прочитала фразу: “Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его”… – у меня мурашки побежали по спине, потому что я вплотную подошла к Истине, к чему-то святому, но реальному, непознанному мной, незнакомому мне ранее. Как посмотрев хороший фильм и узнав в конце, что главный герой был совсем не тем, за кого себя выдавал, крутишь пленку назад и с новым чувством узнавания просматриваешь некоторые отрывки, – так и я, узнав, кем был Иоанн, – снова стала читала его Евангелие и снова холодело внутри от ясного чувства, что все это на самом деле было.

Мои поиски Церкви тоже начались с Евангелия. Я прочитала в Библии слова Господа: “где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”. Но среди всех моих многочисленных родственников, подруг и знакомых верила в Бога я одна. А так хотелось почувствовать, как Господь встанет между двумя или тремя христианами! Так начались мои поиски Церкви. Я ходила то на одно, то на другое собрание американских, протестантских, баптистских церквей. Помню свое первое чувство, когда все собравшиеся встали и начали хором петь гимны Богу – как охватило меня ликование, чувство торжества и радости, слезы полились из глаз... Но нигде, ни в одной из этих церквей мне не хотелось остаться хотя бы на второй раз. Мое обостренное чувство фальши мешало мне начать регулярно ходить на эти, казалось бы, открытые и искренние собрания радостных людей. Просто была я, и было мое восприятие Бога. И между этим не должно было стоять ничего надуманного, ненастоящего. И я уходила снова и снова, и страдала без церкви, и ничего не могла для себя найти…

Непостижимым образом за два года моих поисков мне ни разу не пришло в голову зайти в православный храм. Сработал стереотип, прочно засевший в голове с советских времен: там предрассудки, бабушки и обманщики-попы. Но я все время молилась: “Господи, помоги мне найти истинную Церковь Твою!”, и Господь снова послал мне человека.

С этой молодой женщиной я познакомилась абсолютно случайно: мы жили рядом, обе были “в интересном положении” и стали гулять вместе. С ней было легко, и однажды я, в страшных муках (поскольку раньше никому об этом не говорила) призналась ей, что верю в Бога. Юля удивленно посмотрела на меня и сказала: “А я тоже. Раньше даже часто ходила в один приход”... Это был второй шок за мою “религиозную” жизнь. Как “приход”? Ты что, в православную церковь ходила? А что там делать-то? И Юля рассказала мне про православную церковь. Больше всего меня поразило, что священник именно тебя будет слушать на исповеди. Только тебя. “Что, и рядом никого не будет, и он именно меня выслушает?” – недоумевала я, “взросшая” на многолюдных собраниях протестантов. “Ну, времени у него не так много, минуты две он тебе посвятит”. Но две минуты, проведенные лично со мной, лично с моими духовными переживаниями, с моими проблемами – мне показались немыслимой роскошью.

Я родила сына и через какое-то время пошла в храм на исповедь и причастие.

Конечно, мой путь “воцерковления” был трудным, как у всех. С ошибками, искушениями, сердитыми свечницами и занятыми батюшками, боязнью запретов и постов, со сбивчивыми исповедями и суматошными причащениями. Но никогда я уже не сомневалась, что эта Церковь – истинная. Потому что здесь я не чувствовала фальши, меня не коробило неискренностью, а все тычки и затрещины я относила только на счет воспитания себя и воспринимала как благо. Кроме того, побывав практически во всех, каких можно, церквях, – я явно чувствовала в Православной Церкви то, чего в других церквях точно не было.

Благодать Божью…

Анна
0
0
Сохранить
Поделиться: