Когда разговор заходит о том, почему Бог так неравномерно распределяет Свои дары среди людей, мне всегда приходит на ум знакомая всем с младенчества «Курочка-Ряба». Хотя... Знакомая-то она знакомая. Но ведь загадочная и непонятная история, ежели подумать. Почему дед с бабой сначала так упорно пытались разбить золотое яичко, а после — горько заплакали, когда оно упало разбилось? Почему Курочка в утешение им обещает снести не золотое яйцо, а — простое? Отчего прозаический кальций оказался для деда с бабой предпочтительней благородного металла?

Существует множество объяснений этой старинной сказки. Рискну предложить здесь собственное.

Дед и баба хотели удовлетворить самую минимальную свою потребность — позавтракать. Но в этот раз им попалось какое-то странное небьющееся обычными способами яйцо, из которого никак не удавалось приготовить омлет. А тут еще мышка как назло это неправильное яйцо разбила об пол. Цены золоту они не знали, и потому стали плакать о безвозвратно пропавшей яичнице. Вот Курочка и пообещала им в утешение то, что они так хотели получить — обычное яйцо, без всяких благородных аномалий.

У деда с бабой был шанс выйти на совершенно иной уровень жизни, но они не сумели им воспользоваться в силу устоявшихся стереотипов. Курица, способная нести золотые яйца, оказалась им не нужна.

И в вопросе о «неравномерности» благ, подаваемых Богом различным людям, мне видится примерно такое же объяснение. Бог любит каждого из нас. И любому человеку готов немедленно дать все мыслимые и даже немыслимые нами дары и радости, включая те, о которых апостол Павел говорил: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2: 9-10). Но... многие ли способны увидеть для себя радость в том, чего они никогда не слышали и не видели? Не окажутся ли эти щедрые Божьи дары таким вот — золотым яичком из сказки для тех, кто жаждет совсем других радостей и утешений?

Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «И в будущем веке Бог всем дает блага — ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим. Посему здесь, имея влечение к иным вещам и достигая их, мы хоть как-то наслаждаемся, а там, когда Бог будет все и во всем (1Кор. 15:28), и не будет ни еды, ни пития, ни какого-либо плотского наслаждения, ни несправедливости, те, кто уже не имеет обычных удовольствий, но и к тем, что от Бога, уже не восприимчивы, мучаются неизбывно, не потому, что Бог сотворил наказание, но потому, что мы сами устроили себе наказание, так как и смерть Бог не сотворил, но мы сами навлекли ее на себя».

Почему Бог не дает мне то, что я хочу?
Золотое яйцо, изготовленное в мастерской Фаберже. Фото из открытых источников.

И ведь не просто символом материального благополучия выступает в сказке золотое яичко. Есть у золота и другие, куда более благородные смыслы. Например, в иконном письме штрихи из золота символизируют присутствие Божественного света, сияние иного, горнего мира, прорывающееся в нашу жизнь свыше. Вот и в сказке золотое яичко можно рассматривать как некий дар, что называется — не от мира сего. Тот самый, которого глаз не видел, ухо не слышало, и на сердце не приходило желание его получить.

Там, где стремления человека сосредоточены лишь в еде, питье и плотских наслаждениях, это небесное золото становится ненужным мусором, сброшенным на пол неосторожной мышкой. Бог, конечно же, до конца дней будет посылать такому человеку «яичко не золотое, а простое». То есть — те самые — еду, питье и возможность наслаждаться. Но ведь дни эти рано или поздно закончатся. И тогда единственным достоянием каждого из нас окажется небесное золото Божественного присутствия, сияние Его бесконечного милосердия и любви. А уж обрадуемся ли мы этому золоту, или горько заплачем как Дед и Баба из сказки, сейчас можно лишь предполагать. И готовить себя к этой самой главной встрече. Пока еще есть время.

5
2
Сохранить
Поделиться: