
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
В Нагорной проповеди, первая заповедь «Блаженные нищие духом, ибо их есть царствие небесное».
Я рассуждаю так: Бог (когда создавал человека по подобию и образу Своему) вдохнул в человека свой дух, в каждом человеке есть Божий Дух. Вопрос, кто такие нищие Духом?
Только прошу не путать со смирением! Смиренные и нищие Духом, я думаю, не одни и те же люди?
Валерий
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогой Валерий, очень отрадно, что Вы интересуетесь заповедями, таки нужно — выяснять, что непонятно, стараться уяснить себе смысл этих текстов. Бог в помощь!
Можно я в самом начале ответа поворчу немного?
Вы задаете вопросы, скажем так, специалисту. Вопросы Ваш очень понятен, ясен контекст фразы, о которой идет речь и, думаю, Вы тоже понимаете, что у нас есть определенная традиция толкований текста Священного Писания. То есть веками святые люди, которым Сам Господь открывал смысл не совсем ясных строк, писали, какие смыслы заложены в этих фразах. Так зачем же указывать на то, что не надо эти слова путать со смирением, дорогой читатель? Если в них сказано о смирении, так я Вам там и напишу, если нет — то нет. К чему эта дополнительная оговорка?
И еще обращу Ваше внимание на то, что в тексте Священного Писания слово «духом» идет все же с маленькой буквы. То есть речь вовсе не о том, что блаженны те, кто нищ в отношении Духа Святого. Понимаете, да?
А в указанной Вами первой заповеди блаженства речь идет именно о смирении! «Среди евангельских заповедей блаженств эта заповедь неслучайно употребляется первой. Она задает камертон слушателю или читателю, потому что в самом начале Нагорной проповеди и изложения заповедей блаженств говорит о самой главной христианской добродетели — смирении или смиренномудрии. Без нее любые другие добродетели могут оказаться бесполезными и даже послужить причиной падения и духовной гибели, поскольку могут подтолкнуть к самомнению и гордости.
Именно гордость погубила даже самого светлого и совершенного ангела, действительно обладавшего всеми возможными достоинствами кроме одного — смирения или нищеты духа», — сказано в нашем материале, который посвящен разъяснению интересующего Вас момента, так что советую прочесть его целиком.
Также адресую Вас к тексту Заповеди блаженства, в котором написано и об интересующей Вас заповеди, и обо всех остальных.
Не, ребят, давайте без натяжек. Если бы Господь хотел сказать о смирении, то так бы и сказал. Какие-то однобокие стали богословы. Зачем выдумывать, ведь прямо сказано: счастливы те, у кого так мало своего и принятого от других богопротивного духа, что Духу Святому найдётся достаточно возможностей действовать в этом человеке сообразно с духом этого человека. Смирение вытекает отсюда, а не является тождественным нищете духа.
Не могу понять,почему смирение называется нищетой духа? Как это понять? Богатый духом - значит гордый?Почему такое непонятное определение?
В принципе слово "духом" тут было выбрано как попытка подчеркнуть, что не всякий нищий блажен. Иначе возникнет чисто социальное прочтение этой заповеди блаженства, без важнейшего (духовного) измерения. Это один из примеров сложностей с переводом и толкованием понятий, пришедших в церковнославянский и русский из дневнегреческого текста Священного Писания. О многих мы писали в "Фоме", в том числе, могу порекомендовать цикл статей специалиста по классическим языкам, философа Юрия Пущаева: https://foma.ru/stati/prostranstvo-kulturyi-2/tolkovyij-slovar (это лишь часть подобных наших публикаций).
Сначала нужно рассказать что такое правильное смирение, а то у многих превратное понимание. Из вопроса как раз это видно. Но это тема на целую лекцию.
Здравствуйте!Как можно обрести смирение если болен психическим заболеванием и приходится принимать тяжёлые препараты со всеми вытекающими?Мира всем.
Не могу понять, почему смирение называется нищетой духа? Как это понять? Богатый духом - значит гордый? Почему такое непонятное определение?
Потому что это калька с древнегреческого языка. Подробное толкование этого выражения дается в нескольких ссылках внутри ответа. Если кратко - в заповеди нет противопоставления между бедными и богатыми, есть описание конкретного состояния человека, т.е. "нищий духом" это единая смысловая единица. Таким образом инвертировать одну из частей выражения и как следствие инвертировать значение всего выражения будет ошибочно.