Вопрос читателя:
В Нагорной проповеди, первая заповедь «Блаженные нищие духом, ибо их есть царствие небесное».
Я рассуждаю так: Бог (когда создавал человека по подобию и образу Своему) вдохнул в человека свой дух, в каждом человеке есть Божий Дух. Вопрос, кто такие нищие Духом?
Только прошу не путать со смирением! Смиренные и нищие Духом, я думаю, не одни и те же люди?
Валерий
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогой Валерий, очень отрадно, что Вы интересуетесь заповедями, таки нужно — выяснять, что непонятно, стараться уяснить себе смысл этих текстов. Бог в помощь!
Можно я в самом начале ответа поворчу немного?
Вы задаете вопросы, скажем так, специалисту. Вопросы Ваш очень понятен, ясен контекст фразы, о которой идет речь и, думаю, Вы тоже понимаете, что у нас есть определенная традиция толкований текста Священного Писания. То есть веками святые люди, которым Сам Господь открывал смысл не совсем ясных строк, писали, какие смыслы заложены в этих фразах. Так зачем же указывать на то, что не надо эти слова путать со смирением, дорогой читатель? Если в них сказано о смирении, так я Вам там и напишу, если нет — то нет. К чему эта дополнительная оговорка?
И еще обращу Ваше внимание на то, что в тексте Священного Писания слово «духом» идет все же с маленькой буквы. То есть речь вовсе не о том, что блаженны те, кто нищ в отношении Духа Святого. Понимаете, да?
А в указанной Вами первой заповеди блаженства речь идет именно о смирении! «Среди евангельских заповедей блаженств эта заповедь неслучайно употребляется первой. Она задает камертон слушателю или читателю, потому что в самом начале Нагорной проповеди и изложения заповедей блаженств говорит о самой главной христианской добродетели — смирении или смиренномудрии. Без нее любые другие добродетели могут оказаться бесполезными и даже послужить причиной падения и духовной гибели, поскольку могут подтолкнуть к самомнению и гордости.
Именно гордость погубила даже самого светлого и совершенного ангела, действительно обладавшего всеми возможными достоинствами кроме одного — смирения или нищеты духа», — сказано в нашем материале, который посвящен разъяснению интересующего Вас момента, так что советую прочесть его целиком.
Также адресую Вас к тексту Заповеди блаженства, в котором написано и об интересующей Вас заповеди, и обо всех остальных.