21 марта Церковь празднует память святого Ерма, раннехристианского епископа, автора и проповедника. Ерма и некоторых других его современников, Церковь называет мужами апостольскими. Откуда такое странное название? Кем были эти люди и чем занимались? Давайте разбираться!

Служение апостолов, которые после Воскресения Христова разошлись по всему миру с проповедью Евангелия, не ограничивалось просто передачей людям благой вести. Они основывали христианские общины, ставили епископов и пресвитеров, заботились о чистоте христианского учения и правильном устроении церковной жизни. И практически у всех апостолов были ученики, сподвижники и последователи. Тех из них, кто продолжил апостольскую миссию, оставив после себя значимые богословские и духовно-нравственные сочинения, наставления и послания, Церковь назвала апостольскими мужами. К ним обычно относят Варнаву, который входил в число 70 апостолов, составлявших следующий после 12 апостолов круг учеников Христа, Ерма, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, Дионисия Ареопагита, Папия Иерапольского, Климента Римского.

Кто такие мужи апостольские?

Само название «апостольские мужи» — лишь одно из именований. Греческие и латинские христианские авторы называют их также апостольскими отцами (patres apostolici) или апостольскими учителями (διδάσκαλος ἀποστολικός) .

Как и апостолы, апостольские мужи оставили после себя бесценные произведения, ставшие духовным руководством для будущих поколений христиан. Их творения пользовались большим авторитетом в Церкви и в древности даже читались на богослужениях после книг Священного Писания.

Большая часть из них — это послания, написанные в ответ на конкретные вопросы и просьбы общин (например, Послание апостола Варнавы или Послания св. Климента Римского), поэтому в них нет строгой системности и четкой богословской структуры. Они довольно просты по содержанию, написаны с любовью и отеческой заботой, за которыми стоит глубокий духовный опыт, основанный на апостольской традиции.

Некоторые из апостольских мужей писали и целые произведения. В них рассказывается о богослужениях и таинствах ранней Церкви, о жизни христианской общины и церковной иерархии того времени, содержатся разъяснения богословских истин и духовные наставления.

Особняком в этом ряду стоит сочинение Ерма «Пастырь». Его уникальность в том, что, как и Откровение Иоанна Богослова, «Пастырь» относится к редкому жанру апокалиптической литературы. Это духовное откровение о последних временах, сообщенное Ерму неким существом, меняющим свой облик и предстающим перед ним в том числе в виде пастыря и Ангела. Текст состоит из трех частей, а именно: видения, двенадцати заповедей о добродетелях и десяти поучительных притч. Книга не вошла в состав Библии, но пользовалась большой популярностью и уважением в Древней Церкви.

Справедливости ради, стоит сказать, что на авторство «Пастыря» есть несколько претендентов. Дело в том, что в I–II веках жило несколько христианских подвижников по имени Ерм. Это празднуемый сегодня Ерм, епископ Филлипопольский, мученик Ерм Римский и апостол от 70-ти Ермий. Авторство «Пастыря» разные исследователи приписывают первым двум из названных святых.

Апостольские мужи, бывшие живым воплощением и носителями апостольской традиции, сыграли важную роль в формировании христианского вероучения, а их наследие представляет интерес не только для ученых-богословов, но и для всех, кто хочет узнать, чем жила Церковь на заре своего становления.

0
10
Сохранить
Поделиться: