Нам часто приходится слышать это слово в религиозном контексте. Слово «блаженный» происходит от греч. μακάριος, макариос, которое означает «счастливый человек». Человек, дарящий благо. Кто же такие блаженные в православии? Тут есть два ключевых понятия.
Во-первых, это глубоко верующие христиане, живущие по заповедям блаженства (это часть заповедей Иисуса Христа, произнесенная им во время Нагорной проповеди и дополняющая десять заповедей, данных Моисею). Последние можно охарактеризовать как христианские заповеди счастья. Но счастье в мирском и духовном понимании различается. В первом случае часто под ним подразумевают наслаждения и материальное богатство. В последнем же — смирение и близость к Богу. Заповеди Нового Завета не исключают десяти заповедей Ветхого Завета, а дополняют их. В Ветхом Завете они представляют собой табу на те или иные греховные действия. Например, не укради, не убий и т. д. Но для христианина недостаточно только не совершать зло. Милосердный Господь призывает его творить противоположные грехам добродетели, чтобы быть совершенным, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:48).
Во-вторых, блаженные (юродивые) — это один из ликов святости. Лики святых — это категории, группы, на которые подразделяются все святые в зависимости от их земной жизни и их земного подвига. Чтобы человек после смерти был причислен к лику святых, требуется специальная процедура — канонизация. Основанием для последней могут стать святость жизни, мученичество за веру, нетленность мощей, дар чудотворения. Всего существует десять ликов святости: апостолы, равноапостольные, преподобные, пророки, бессребреники, благоверные, мученики, юродивые (блаженные), праведные, святители.
Юродивый — от старослав. «оуродъ» — «дурак». Это люди, добровольно принявшие на себя образ безумия и оставившие земные блага — кров, одежду, имущество, и служащие Богу и людям, пребывающие все время в молитве. В обществе такие люди выглядели чудаками, глупыми или сумасшедшими. Но на самом деле это не так. Юродивые были в здравом рассудке, но вели себя «странно» по мирским меркам. Потому что они старались жить только духовной жизнью, пренебрегая земными благами.
Кроме того, блаженными по традиции называют некоторых древних святых Неразделенной Церкви, т. е. до отделения католицизма от православия (1054) и они включены в православные святцы. Они не имеют отношения к чину юродивых, а являются святителями или преподобными.
В Русской Православной Церкви почитают таких блаженных, как Ксения Петербургская и Василий Блаженный. Святая Ксения Петербургская рано лишилась мужа, в 26 лет. Желая вымолить мужа, скончавшегося скоропостижно, без покаяния, она решила раздать богатое имущество нуждающимся и нести подвиг юродства. Ночевала она в поле, пропитания не имела, все время проводила в молитве и помощи людям. Просила называть себя именем мужа, говоря, что не муж ее умер, а она сама. Некоторые считали ее сумасшедшей, потерявшей рассудок. Но люди стали быстро замечать, что, кого она благословит, тому улыбнется удача, к кому из купцов зайдет в лавку, у того хорошо сложится торговля. Вот и приглашали ее люди к себе домой или в лавку, угощали едой, просили помолиться за них.
Святой Василий блаженный родился в 1468 году. В 16 лет он пришел в Москву. Ходил святой Василий почти нагой, творил добрые дела, обличал неправду. За последнее часто был бит людьми, но всегда благодарил Бога. Мог, например, опрокинуть блюдо с калачами или кувшин с квасом, а позже оказывалось, что они были несвежими. Однажды блаженный совершил милость. Помог иностранцу, который остался без средств к существованию, но стеснялся попросить кого-либо о помощи, т. к. был богато одет — боялся, что люди ему не поверят. Умер блаженный в 99 лет, что по тем временам было невероятным. В самом центре Москвы, на Красной площади стоит собор в честь святого Василия Блаженного.
Подготовлено редакцией журнала «Фома»