Кто решил, что «Отче наш» может договаривать только священник?
Кто решил, что «Отче наш» может договаривать только священник?

Кто решил, что «Отче наш» может договаривать только священник?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! У меня вопрос: а кто из человеков решил за Господа оставить священнику право «договаривать» молитву, которой научил Своих учеников Иисус, Помазанник Бога Христос? И этим человекам «не указ» Божье Слово (Откровение 22:19)? Вся слава принадлежит только Господу, и никто не может эту славу присваивать. Аминь.

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Бог Вас да благословит!

Приветствую Вас! Я так полагаю, что Вы имеете ввиду слова «яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Эти слова отсутствовали в подлинном тексте Евангелиста Матфея, однако позже вошли в церковное молитвенное употребление.

В этом нет ничего необычного. Молитву «Отче Наш» использовали христиане всех времен в личной практике и в общественном богослужении. И все молитвы в начале христианской эпохи принято было заканчивать славословием. В те же времена Священное Писание переписывалось от руки. Часто переписчики оставляли на полях свои записи, поясняющие смысл стиха. И часто другой переписчик мог вставить это пояснение, если оно действительно было хорошее и толковое. Нашими современниками-библеистами, изучающими и сличающими рукописи Священного Писания, выявлено в Новом Завете несколько таких вставок. Все эти вставки не нарушают смысла Священного Писания, а проясняют, уточняют. Это не мысли одного человека, а творчество всей Церкви. То же произошло и с этими заключительными словами молитвы Господней. Они были внесены Церковью в писание евангелиста Матфея как логичное заключение Молитвы.

Приведу исторические свидетельства об употреблении данного славословия: уже во втором веке во время богослужения верующие после слов Молитвы Господней произносили «Ибо Тебе подобает сила и слава во веки» (Дидахи 8:2), Апостольские постановления III–IV веков предписывают заключать Молитву Господню формой: «Яко Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь». Эти слова и входят в Евангелие от Матфея как заключительные слова молитвы Господней. В четвертом столетии, комментируя Евангелие от Матфея, св. Иоанн Златоуст уже не сомневается, что эти слова принадлежат Самому Спасителю, хотя за сто лет до него Ориген, в своих комментариях на молитву Господню, об этих словах даже не упоминает.

В документе Православной Церкви «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной святителя Петра Могилы» сказано: «Дабы придать большую важность сей (Господней) Молитве, во время молитвословий общественных произносит слова сии священник. В случае же отсутствия священника, непогрешимо и мирянам, если во время честнаго молитвословия произнесет оныя. Посему никогда не должно отделять сих слов от Молитвы Господней».

У Вас приведена ссылка на цитату из Священного Писания: «и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей» (Откр 22:19). В данном случае никто и не пытался отнять от слов пророчества. Словами «яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков» утверждается молитва Господня, а не убавляется или прибавляется.

Стоит вспомнить также слова Господа, который обращался к своим ученикам-апостолам, которые и были представителями Церкви: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18).

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (50 голосов, средняя: 4,96 из 5)
    Загрузка...
    27 августа 2021
    Поделиться: