Вопрос читателя:

Здравствуйте! У меня вопрос: а кто из человеков решил за Господа оставить священнику право «договаривать» молитву, которой научил Своих учеников Иисус, Помазанник Бога Христос? И этим человекам «не указ» Божье Слово (Откровение 22:19)? Вся слава принадлежит только Господу, и никто не может эту славу присваивать. Аминь.

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Бог Вас да благословит!

Приветствую Вас! Я так полагаю, что Вы имеете ввиду слова «яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Эти слова отсутствовали в подлинном тексте Евангелиста Матфея, однако позже вошли в церковное молитвенное употребление.

В этом нет ничего необычного. Молитву «Отче Наш» использовали христиане всех времен в личной практике и в общественном богослужении. И все молитвы в начале христианской эпохи принято было заканчивать славословием. В те же времена Священное Писание переписывалось от руки. Часто переписчики оставляли на полях свои записи, поясняющие смысл стиха. И часто другой переписчик мог вставить это пояснение, если оно действительно было хорошее и толковое. Нашими современниками-библеистами, изучающими и сличающими рукописи Священного Писания, выявлено в Новом Завете несколько таких вставок. Все эти вставки не нарушают смысла Священного Писания, а проясняют, уточняют. Это не мысли одного человека, а творчество всей Церкви. То же произошло и с этими заключительными словами молитвы Господней. Они были внесены Церковью в писание евангелиста Матфея как логичное заключение Молитвы.

Приведу исторические свидетельства об употреблении данного славословия: уже во втором веке во время богослужения верующие после слов Молитвы Господней произносили «Ибо Тебе подобает сила и слава во веки» (Дидахи 8:2), Апостольские постановления III–IV веков предписывают заключать Молитву Господню формой: «Яко Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь». Эти слова и входят в Евангелие от Матфея как заключительные слова молитвы Господней. В четвертом столетии, комментируя Евангелие от Матфея, св. Иоанн Златоуст уже не сомневается, что эти слова принадлежат Самому Спасителю, хотя за сто лет до него Ориген, в своих комментариях на молитву Господню, об этих словах даже не упоминает.

В документе Православной Церкви «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной святителя Петра Могилы» сказано: «Дабы придать большую важность сей (Господней) Молитве, во время молитвословий общественных произносит слова сии священник. В случае же отсутствия священника, непогрешимо и мирянам, если во время честнаго молитвословия произнесет оныя. Посему никогда не должно отделять сих слов от Молитвы Господней».

У Вас приведена ссылка на цитату из Священного Писания: «и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей» (Откр 22:19). В данном случае никто и не пытался отнять от слов пророчества. Словами «яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков» утверждается молитва Господня, а не убавляется или прибавляется.

Стоит вспомнить также слова Господа, который обращался к своим ученикам-апостолам, которые и были представителями Церкви: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18).

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: