Интервью Александра Леонидовича Дворкина вызвало у меня двойственное впечатление. Я искренне и глубоко уважаю его как антисектантского полемиста и историка Церкви. И созвучными моим собственным убеждениям оказались его слова о вреде романтизации всякого рода войн и насильственных действий. Слишком силен в настоящее время пафос «праведного гнева», «справедливого отмщения» и т. п. А слова тех, кто напоминает о неотменности заповеди «не убий», звучат слишком редко и тихо. Любое государственное пролитие крови так или иначе эту заповедь нарушает. Как писал Лесков, «правда Христова» теми, кто знает и чувствует ее превосходно, все же спрятана на дно сундука -— из опасения проиграть в борьбе с соседями, не ставящими ее ни во что. Христианскому правителю, перед которым встала необходимость ведения войны, пристало печалиться, сокрушаться сердцем, а завершив ее, горевать о пролитой крови. Дух молодечества, полагаю, не соответствует христианскому отношению к войне.
Я готов согласиться также и с тем, что Византийская империя пала в значительной степени под влиянием разрушительного буйства крестоносцев. Это так. Чудовищный разгром Константинополя в 1204 году, произведенный людьми, собиравшимися воевать в Святой земле, вообще стал черным пятном на одеждах мирового христианства. Обстоятельства 4-го крестового похода напоминают не подвиги наихристианнейшего воинства, а найм венецианским дожем банды ландскнехтов с целью расправы с коммерческими конкурентами, пошлую «разборку», как сказали бы наши криминально подкованные современники. Лишь небольшая часть «благородного рыцарства» отвергла этот кошмар и все-таки отправилась сражаться за Гроб Господень; душа радуется, когда понимаешь: были и в той своре честные, отважные, бескорыстные люди...
Верно также и то, что крестовые походы, а пуще того, семьдесят лет существования Латинской империи, вбили прочный клин между западными и восточными христианами, способствовали искажению общехристианского универсализма.
Но кое с чем приходится спорить. Не уверен, что именно крестовые походы «...породили исламский фанатизм, нетерпимость по отношению к „неверным“ и вызвали консолидацию ислама». Александр Леонидович поминает численность христианского населения на территориях Ближнего Востока до крестовых походов, дескать, целая половина! А потом стало меньше, меньше... Но ведь это половина оставшихся к тому времени христиан: веcь Ближний Восток и значительная часть Северной Африки были оккупированы арабами в VI-VII столетиях, отобраны у византийцев силой меча, притом всякое сопротивление жестоко подавлялось. Большая часть этих земель населена была одними христианами. Так куда они делись? Почему осталась половина? Эти вопросы Александром Леонидовичем не затрагиваются. А благостная картинка медленного отвоевывания Византией утраченных территорий, христианизирующего воздействия на арабов высокой культуры Империи, не вполне соответствует правде факта. Византия много и без особых успехов воевала с захватчиками. В 1071 году армия императора Романа IV Диогена потерпела сокрушительное поражение при Манцикерте. Это — задолго до 1-го крестового похода. Консолидировало мусульман появление на политической арене турок-сельджуков, а не крестоносцев. Да и впоследствии очередной завоевательный порыв, очередной пароксизм «нетерпимости» вызывались активизацией молодого, пассионарного народа, пребывающего на лоне ислама. Например, тех же турок-османов.
Что же касается иллюзий относительно христианской державы монголов, подавления ими ислама и восприятия православия... На этот счет есть разные мнения. Пожалуй, Лев Николаевич Гумилев или, скажем, Хольм Ван Зайчик могли бы поддержать Александра Леонидовича. И то со значительными оговорками. А на мой взгляд, полезно напоминать: «открытые» к «восприятию высокой культуры» монголы в ходе завоеваний эту высокую культуру прежде всего сносили, затем обкладывали ее носителей тяжелейшими налогами и повинностями, и лишь через некоторое время начинали всерьез прислушиваться к консультациям со стороны умных рабов... Видимо, не столь уж неправы были крестоносцы, не пустившие к себе на порог эту напасть.