Ряд практических советов священникам, несущим служение в «красных зонах» больниц с ковид-пациентами, дал Святейший Патриарх Кирилл 2 ноября в ходе специальной онлайн-встречи.
Крещение на смертном ложе
По мнению патриарха Кирилла, в случае, когда просят покрестить человека на смертном ложе, даже находящегося в реанимации без сознания, нужно обязательно это сделать.
– Крещение человека на ложе болезни или даже на смертном ложе вполне возможно и должно приветствоваться; никаких неудобоносимых бремен на крещаемого возлагать не следует, – сказал Первосвятитель, отвечая на соответствующий вопрос.
Как считает Святейший, «нужно с радостью воспринимать сам факт, что кто-то захотел креститься на смертном ложе, и возблагодарить за это Господа!»
– Не возлагать, еще раз хочу сказать, никаких тяжелых бремен на плечи несчастного, который страдает и хочет войти через крещение в ограду церковную – пусть даже, с точки зрения общепринятой сегодня практики, не совсем подготовленным. Крестите, ни о чем не задумываясь! – добавил Предстоятель Русской Церкви.
Патриарх Кирилл еще раз подчеркнул, что «если есть у человека желание войти в ограду церковную, особенно когда нет уверенности в том, что он выйдет живым из стен больницы, то крещение нужно совершить».
Что касается крещения людей, находящихся без сознания, то и их, отметил Первосвятитель, по просьбе родных, надо крестить.
– Конечно! Как же можно отвергнуть людей, которые желают, чтобы на смертном ложе был крещен их отец, или брат, или муж, или жена? Эти люди являются свидетелями. Даже если их свидетельство не в полной мере отражает то, что было в действительности, мы крестим по их вере. Это их желание, и потому никаких отговорок быть не должно, – подчеркнул Первоиерарх.
Молитва за некрещенных и нехристиан
Если человек в больнице является некрещенным или иной веры, но просит помолиться за него (либо об этом просят его родные), то священник должен помолиться, на это также указал Святейший.
– Отвечу Вам литургическим возгласом: И о всех и за вся. Что это означает? Это означает, что и о всех и за вся молится Церковь, – сказал патриарх, отвечая на данный вопрос.
– Это ее долг – за верующих и неверующих, за православных и неправославных, за христиан и мусульман, за все Божие творение мы возносим Святую Евхаристию, мы благодарим Господа за все, – пояснил Первосвятитель.
Указав, что Церковь не судит этих людей, т.к. «только Богу дано право суда», Предстоятель отметил, что «молиться можно за всех, в том числе и за мусульман, за кого угодно можно молиться».
В то же время патриарх Кирилл подчеркнул, что в Евхаристии, конечно же, «принимают участие только члены Церкви, и причащать нехристиан абсолютно недопустимо».
Человек – не функция
В ходе встречи Первосвятитель ответил и на вопрос о том, как научиться относиться к человеку по-человечески, не как к объекту или функции – больной, прихожанин, бездомный, доброволец – а видя в нем человека.
– Ответ очень простой: Вы себя поставьте на место того человека. Вот и все! Вот представьте, что Вы – это он, а он – это Вы. Вы на его месте, и Вы пришли к священнику с какой-то просьбой или даже без нее. Вы страдающий, Вы на дне жизни, у Вас нет никакой надежды, и только священник – последний луч света, последняя надежда. Исходя из этого и нужно действовать, а все условности отодвигать в сторону, – поделился своим мнением Святейший.
Исповедь перед смертью
Человека, который впервые исповедуется в больнице, возможно даже на пороге смерти, прежде всего, нужно спросить о том, что тяготит его, о чем он сожалеет, а не перечислять грехи по «Требнику», считает Первоиерарх.
– Если перед вами человек мало воцерковленный, не имеющий опыта исповеди, то перечислять ему грехи по требнику – это самое неправильное дело, – заметил Предстоятель, отвечая на вопрос об исповеди в больнице.
Патриарх Кирилл уверен, что «никакого формального подхода, никакой опоры на заготовленные тексты в данном случае быть не может».
– Я бы спросил: что было в Вашей жизни такого, о чем Вы сожалеете? А если у собеседника есть определенная способность анализировать свое внутреннее состояние, то вопрос мог бы звучать так: а что угрызает Вашу совесть? Вспомните, как Вы жили: может, в молодости кого-то обманули, нечестно поступили, когда-то взяли чужое, вольно или невольно, – поройтесь в своей совести! – посоветовал Предстоятель Русской Церкви.
По мнению Святейшего, такие наводящие вопросы «могут привести человека к осознанию того, что тот или иной поступок, на который он и не обращал особо внимание, на самом деле является греховным».
Как убедить главврача пустить к больным?
В общении с главврачами больниц, в т.ч., в которых лежат ковид-пациенты, необходимо опираться на достигнутые договоренности между Церковью и Минздравом России, на это указал Святейший, отвечая на вопрос, с какими словами надо обратиться к главврачу, чтобы он осознал необходимость и важность посещения больных священником.
Отвечая, Предстоятель Церкви процитировал рекомендации по установлению регионального порядка посещения священнослужителями пациентов, разработанных Синодальным отделом по благотворительности совместно с Минздравом России.
В данном документе в частности отмечается, что «предполагается, что в каждом субъекте Федерации будет назначен ответственный за посещение священниками пациентов больниц». Такие ответственные будут назначены и в каждой больнице, и они «должны будут обеспечивать доступ священника к пациентам».
До того же, как в регионах будут приняты соответствующие правовые акты, Синодальный отдел по благотворительности «готов в ручном режиме обращаться в Минздрав России для того, чтобы тот давал указания конкретному региональному Минздраву о допуске священника».
– Вот это официальная позиция, поэтому прошу Вас обращаться к владыке Пантелеимону (глава Синодального отдела по благотворительности, епископ Верейский – ред.), пока не будут выработаны общие правила для решения трудностей, которые возникают в сфере посещения священнослужителями больных в больницах и вообще пастырского окормления находящихся на излечении, – заключил патриарх Кирилл.