КОГДА МОЖНО ЗА НЕГО ПОСТРАДАТЬ...9 августа Русская Православная Церковь празднует память священномученика Амвросия (Гудко), епископа Сарапульского, викария Вятской епархии.

Священномученик Амвросий родился в 1867 году в семье мещанина Люблинской губернии и в крещении был наречен Василием. Впоследствии он рассказывал о себе, что происходит из среды бедного, серого мещанства, но за это благодарит и благословляет Господа, потому что жизнь в этой среде с детства приучила его не только умом, но и сердцем знать и понимать, что такое нужда и бедность. «Промыслу Божию угодно было поставить меня в такие условия, — говорил он, — чтобы первые лучи моей сознательной жизни и движения моей мысли и сердца... были поражаемы горем и горькими слезами близких... и дорогих мне людей, тяжко страдавших от человеческой грубости, духовной темноты и невежества. И под такими безотрадными впечатлениями прошли... все годы моей юности. Вследствие того... в сердце юноши стал вырисовываться с большей и большей определенностью и ясностью путь такой жизни, при которой бы явилась возможность... все свои силы посвятить на спасение родного народа от окружающей его... духовной тьмы — этой главнейшей виновницы почти всех его бедствий и страданий».

В 1893 году Василий окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположен во иеромонаха.

В этом же году Бийское миссионерское училище, дорогое великому русскому святителю, епископу Макарию (Невскому), осталось без руководителя. Училище занималось подготовкой учителей и псаломщиков для инородческих миссий и приходов Томской епархии и смежных с нею Омской, Тобольской и Енисейской. Епископ Макарий считал его деятельность настолько важной, что сам, не жалея времени, вникал в малейшие подробности жизни училища. В поисках достойного сотрудника он обратился за содействием к ректору Московской духовной академии архимандриту Антонию (Храповицкому), который и порекомендовал на эту должность хорошо известного ему иеромонаха Амвросия.

16 октября 1893 года Святейший Синод назначил иеромонаха Амвросия заведующим училищем. В 1897 году он был поставлен начальником Корейской духовной миссии в Сеуле и возведен в сан архимандрита, в 1898 году отозван из Сеула, в 1899 году назначен смотрителем Донского духовного училища в Москве, а в 1901-м — ректором Волынской духовной семинарии.

30 мая 1904 года архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии; в 1909 году назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии, в 1914-м — епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии.

Есть церковные деятели, которым удается мирно проводить дни своей жизни, делая свое дело, и у которых не заводится каких-либо врагов. В крайнем случае, они всегда готовы отступиться от части своих требований и пойти на уступки. А есть церковные деятели, которые проводят церковную линию решительно и бескомпромиссно, не идя на уступки, и тем самым зачастую дают возможность проявиться и реальной обстановке, и действительным врагам. Таким был епископ Амвросий — мужественный воин Христов.

В конце 1916 года епископ Амвросий отлучил двух мирян от причастия за безнравственный образ жизни. Один из отлученных, не оспаривая справедливости обвинения по существу, но не желая отказываться от церковной должности, которую занимал и которая была не совместима с выдвинутыми против него обвинениями, пожаловался на епископа Амвросия правящему архиерею Вятской епархии и просил выступить в свою защиту газеты либерального направления, что те с охотой исполнили.

Давая объяснение причины столь недружелюбного отношения части тогдашнего общества и некоторых газет к епископу Амвросию, один из ижевских священников писал: «Преосвященный Амвросий больше всего вооружается против теплохладности в вере и жизни. Этой теплохладностью он объясняет и существование сектантства... и пороков вроде пьянства. Желая возбудить дух ревности о спасении и в пастырях, и в пасомых, епископ Амвросий при посещениях своих совершает вдохновенные богослужения, которые действительно способны разогреть сердца верующих и воспламенить их на все доброе. Коньком деятельности епископа Амвросия является борьба с пьянством... Понятное дело, кому-то речи епископа с призывом к абсолютной трезвости и... обличениями пьянства... приятны, а кому-то и неприятны».

2–8 декабря 1916 года Святейший Синод, рассмотрев жалобы на епископа Амвросия и его архипастырскую деятельность, не нашел никаких оснований для перевода владыки из Сарапула.

Однако сразу же после февральской революции попытки убрать владыку из Сарапула возобновились. 6 марта 1917 года обер-прокурор Святейшего Синода Львов получил телеграмму, подписанную городским головой, с требованием удалить епископа Амвросия из города «за общее вредное направление деятельности...».

10 марта была отправлена новая телеграмма, подписанная на этот раз сарапульским купцом в качестве представителя от прихожан собора, «о возможно скорейшем переводе епископа Амвросия из Сарапула». 11 марта обер-прокурор Львов ответил купцу, что в ближайшее время этот вопрос будет рассмотрен Синодом; и действительно, 18 марта 1917 года епископ Амвросий был «уволен на покой с назначением его управляющим на правах настоятеля Свияжским Успенским Богородицким монастырем Казанской епархии».

Монастырь в это время находился в состоянии крайнего духовного упадка, чем сразу же воспользовались враждебные Церкви местные власти. В августе 1917 года епископ Амвросий вынужден был направить обер-прокурору Святейшего Синода телеграмму. «Начальник Свияжской уездной милиции, — писал он, — крайне грубый безбожник, более трех месяцев пользуется странноприимницей мужского монастыря, лишая богомольцев необходимого приюта, подстрекает братию к бунту, прошу защиты...».

Дело кончилось тем, что один из монахов, подстрекаемый к преступлению милицией, совершил попытку покушения на жизнь епископа Амвросия, был арестован и во время следствия написал донос на епископа, обвиняя его в контрреволюционной деятельности. На основании этого доноса в марте 1918 года в Свияжском ревтрибунале состоялся суд над епископом. Суд был открытым, и зал наполнился крестьянами, среди которых епископ Амвросий был особенно популярен. Выступая на суде, епископ сказал: «Виновным себя не признаю ни по одному пункту обвинения. Действовал как пастырь, как внушала мне совесть христианина: ни больше, ни меньше. Однако если бы признали меня виновным, имею одну просьбу: денежному взысканию меня не подвергать, а заключить в тюрьму, потому что  денег... у меня нет, а деньги, которые я получаю, принадлежат бедным, которым я их раздаю». Судьи, ошеломленные показаниями свидетелей, вынуждены были признать, что владыка Амвросий представляет собой искренне любимого крестьянами архипастыря, и оправдали его.

6 июня 1918 года епископ Амвросий снова был арестован, но благодаря заступничеству казанских архипастырей, духовенства и православного народа через несколько дней освобожден.

После освобождения епископ остановился в Спасском монастыре в Казани, с любовью принятый славным подвижником и настоятелем обители архимандритом Иоасафом (Удаловым), намереваясь, однако, вернуться в несчастную обитель, где Господь судил ему быть настоятелем, о чем он заявил на собрании Братства православных общин. Владыку стали отговаривать, высказывая опасения за его жизнь, на что он убежденно ответил, что следует радоваться, что Господь привел жить в такое время, когда можно за Него пострадать; всякий человек грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи и дадут вечное блаженство, которое никто не сможет отнять.

Епископ Амвросий не малодушествовал ни перед поправшими монашеские обеты членами братии Свияжского монастыря, ни перед открыто враждебными Церкви Христовой властями и вернулся в возглавляемую им обитель.

«26 июля 1918 года взошли в ограду монастыря красноармейцы, с тем чтобы реквизировать хлебные излишки, — сообщал в своем рапорте епископу Чистопольскому Анатолию (Грисюку) благочинный монастырей игумен Феодосий, — преосвященный вышел посмотреть, но в это время, то есть в 4 часа пополудни, владыку арестовали и повели к городскому собору, около коего подождав с полчаса, повезли на станцию Свияжск; здесь в вагоне преосвященный Амвросий и ночевал. 27-го в 7 часов утра владыку вывели близ станции в поле, где, по рассказу очевидцев, преосвященный стоял на коленях и с воздетыми руками молился Богу, пока рыли для него неглубокую могилу; по вырытии могилы последовал выстрел, потом еще несколько, после коих преосвященный упал замертво и тут же был стащен в могилу и засыпан землей...»

Всю свою жизнь бессеребреник и просветитель епископ Амвросий посвятил служению Богу и народу, отстаивая право народа быть просвещенным и не связанным порабощающими душу пороками; пострадав за Христа мученически, он был прославлен Русской Православной Церковью в 2000 году.



Полные тексты житий новомучеников опубликованы в книгах «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь–Июнь». Тверь, 2005–2008.


Для желающих приобрести книги: тел.: 8 (916) 032 84 71 e-mail: at249@mail.ru

0
0
Сохранить
Поделиться: