Канонично ли почитать всех архангелов?

Вопрос читателя: 

Добрый день! Прочитал, что Римский собор 745 года (до раскола) постановил почитать по именам только трех высших Ангелов (иноначальников) — Михаила, Гавриила и Рафаила.

Канонично ли почитать по именам всю «Великую Седмерицу» - Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила?

Спаси Господи за ответ!

Сергей

Отвечает иерей Роман Посыпкин: 

Дорогой Сергей!

Действительно, на соборе в Риме в 745 году было постановлено: «Как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта». Почитание семи высших Ангелов возникает в Православной Церкви в 17 веке, привнесено к нам с запада и основано оно на цитатах Библии: «Семь звёзд суть Ангелы семи церквей» (Откр 1:20); «Я — Рафаил,один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого» (Тов 12:15).

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных совершается в Православной церкви 8 (21) ноября. Его установление связывают с решением Лаодикийского собора (ок. 343 года), бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора, и осудившем как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

Что же касается Вашего вопроса, то ответ содержится в нём самом. «Канонично ли…?» — спрашиваете Вы. Конечно, канонично, ибо канон, в отличии от догмата, может претерпевать изменения с течением времени.

Догматы - краткое и точное изложение всех истин (догматов) христианской веры которое содержится в Символе веры.

Подробнее о догматах смотрите следующие тексты:

Догмат: граница истины

Зачем нужны догматы?

Вселенские соборы: как сложились догматы?

Канон — основные правила, определяющие порядок жизни церкви — ее внутреннее устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христианина.

Храни Вас Господь!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
21 ноября 2019
Поделиться:

  • Александр
    Александр 8 месяцев назадОтветить

    Молиться можно только Богу. Если мы молимся и умершему святому или ангелу, то ставим такового равным Вседержителю. Почитать можно, я согласен, но именно почитать, считать примером. А то тут молясь Богу - мы поклоняемся, а ангелу - почитаем. Помню шутку одного политика девяностых: "сидят в одной камере двое. Но один арестованный, а другой - задержанный. Разница какая"

  • Александр
    Александр 10 месяцев назадОтветить

    Коммунисты грабеж называли экспроприацией, а вы идолопоклонство почитанием. Если есть молитва, не важно кому, то это уже поклонение

  • Александр
    Александр 10 месяцев назадОтветить

    Я не могу путать почитание со идолопоклонством, так как разницы между этими двумя понятиями нет. Ваше "почитание" - просто красивый термин, оправдывающий практику, прямо запрещенную Богом. Кто вам мешает уважать архангелов или святых, брать с них пример и все? Молиться им зачем? Если бы они были просто примерами святости, то в чем проблемы? Нет, не хотите вы Господу молиться, его же не подкупишь и не упросишь «…истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». (Деян 10:34, 35), то есть ваши молитвы кому-либо кроме Него, в лучшем случае от незнания Писания, а скорее грех Богоборчества, причем глупого в той же степени, что и попытка Адама после грехопадения спрятаться от Него

  • Александр
    Александр 10 месяцев назадОтветить

    А главное, зачем вообще святым и ангелам молиться? Они по теории лишь могут попросить Бога, все равно все решает Он. Если же Господь считает, что просимое человеку давать не надо, то и не даст. Молясь кому-либо, кроме Всевышнего, человек оскорбляет Бога, пытаясь действовать "через заднее крыльцо", по сути, отрицает Его всеведение и благость

  • Александр
    Александр 10 месяцев назадОтветить

    "Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего" Прямая цитата. НЕ ДЕЛАЙ СЕГО. Иоанн Богослов наверное поавторитетнее "пастырей", превративших православие в разновидность язычества. Если начать молиться святым или ангелам, то чем мы отличаемся от рериховцев или родноверов каких? Можно, конечно, налить сладенькой водички пол то, что мы можем просить, но СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ запрещает это

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 10 месяцев назадОтветить

      Цитату видел, и Вам уже ответил. Вы трактуете 1) расширительно, и в итоге путаете почитание с идолопоклонничеством. И 2) забываете, что в отличие от иудаизма и ислама, православное христианство -- это совокупность Священного предания, то есть церковной Традиции и Священного писания. А не одно только Писание. Писание вне Традиции как раз и есть путь в раскол или секту.

  • Александр
    Александр 10 месяцев назадОтветить

    А своими словами поблагодарить ангела это никак?

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 10 месяцев назадОтветить

      Почему никак? Пожалуйста. Но этому тоже научиться надо, не всякое слово подойдёт. Представление, будто так легко достойно и хорошо обратиться к Богу и святым -- ошибочное. И потому предлагаемые в молитвословах и у нас молитвы надо воспринимать правильно: как образец и пособие для того, чтобы учиться молитве. Надо благодарить за эту науку, а не воспринимать молитвословы в штыки. Не будет желания и воли, никто всё равно не заставит молиться. Ни по молитвослову, ни даже своими словами.

  • Александр
    Александр 10 месяцев назадОтветить

    Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я – сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.
    Откровение Иоанна 19:10 И что на это скажете? Священноначалие разрешило?

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 10 месяцев назадОтветить

      Погодите со священноначалием. Давайте вернёмся к Откровению святого Иоанна Богослова. А откуда из приведённого отрывка следует, что нельзя почитать? Вы к сослужителям предлагаете относиться непочтительно? Вы не наклоните головы или не пожмёте руку доброму пастырю? Не скажете ему спасибо за слово научения? Но это же просто будет неблагодарность, а то и хамство. Надо остерегаться и предупреждать себя и других от обожествления духовных сил. Помнить, что все они, как и мы сами, служат Единому Богу, которому покланяемся. Но как и друг другу не стесняемся дарить подарки, просить о помощи, благодарить за доброе (и это в земном падшем мире, во всём нашем недостоинстве!) то отчего посланника Божия должны постесняться просить и благодарить? Итак. Не превращать в идола, не делать себе Бога из святого? -- Безусловно. Отказывать святому в любви и почитании и вести себя с ним хуже, чем друг со другом себя стараемся вести, согласно заповедям? -- Абсурд. И "Откровение" Иоанна Богослова нас этому вовсе не учит.

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё