
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Не знаю, как в других школах, но у нас урок истории, посвященный князю Игорю и княгине Ольге, проходил в форме судебного разбирательства. Кажется, это происходило в пятом классе, и для нас это был, пожалуй, первый опыт обращения к судебной практике. Парты переставили, учеников разделили на господ присяжных, адвокатов, прокуроров. Мне за мои пятерки надели мантию судьи и дали право окончательного слова.
«Прошу всех встать. Суд идет», – повторила я слова, которые слышала во всех судебных программах по телевизору. Дальше – все как в настоящем суде. Судили княгиню Ольгу. Прокурор объявил, в чем обвиняется подсудимая (речь шла, естественно, о мести древлянам за убийство мужа), и начались прения сторон.
Единственное, что я помню отчетливо – оба мои одноклассника были готовы настолько хорошо, что и защита, и обвинение выглядели очень убедительно; даже странно было, что ораторствовали совсем юные ребята, всего лишь пятиклассники. Поскольку защита (пусть яркая и внушительная) в нашем случае почему-то выступала первой, а обвинение звучало в конце, господа присяжные-заседатели все до одного встали на сторону обвинения.
«Что значат заслуги княгини Ольги по сравнению с уничтожением целого города?», – задавала вопрос моя подружка-«прокурор», и в этом было очень сложно с ней не согласиться.
Так обвинить или оправдать? Помню, что даже поднимаясь с судейской скамьи, я не знала, что отвечу. И вдруг вспомнила: а ведь княгиня Ольга – святая. Что вслед за теми событиями её языческой жизни в которой были борьба страстей и свирепая жестокость, произошло в её судьбе нечто новое, иное. Какое-то (тогда мне неведомое) преображение, которое помнит и чтит Церковь.

Я подумала: разве имею я право судить святую? И робко сказала:
«Невиновна».
Помню, как одноклассники, конечно, шутя, закричали: «Судью на мыло!», а еще помню, как улыбнулась учительница в ответ на мой «странный» приговор.
И почему-то сегодня, спустя девять лет, я вспомнила, как тогда, в пятом классе, я совершенно инстинктивно, не зная о духовном опыте Ольги практически ничего, не смогла осудить святую. Ту, которую в Православии считают равной апостолам.
Читайте также:
Владимир (другой)
А между тем я нередко видел и слышал, что люди отказываются от Православной веры ИМЕННО ПОТОМУ, что Император Николай II в Православной Церкви причислен к лику святых.
Странные люди - отказываться от веры и надежды на вечную жизнь из-за того, что несогласны с чем-то... это мне напоминает анекдот про тещу и одноглазого зятя :))
А, может, эти люди боятся оказаться в раю с царем? 🙂
Кажется, в этой статье под вуалью скрыта мысль: а имеем ли мы право судить Николая II?
А между тем я нередко видел и слышал, что люди отказываются от Православной веры ИМЕННО ПОТОМУ, что Император Николай II в Православной Церкви причислен к лику святых. А что мы, собственно, можем им ответить?
Отец Георгий Митрофанов пишет в своей статье: "Семья Николая II прославлена в чине страстотерпчества, характерном именно для Русской Церкви. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников". https://foma.ru/za-chto-kanonizirovan-imperator-nikolaj-ii.html Но в статье, под которой вы оставили комментарий, никаких скрытых смыслов не подразумевалось.
"оба мои одноклассника-адвоката были готовы настолько хорошо, что и защита, и обвинение выглядели очень убедительно; даже странно было..."
По-моему, мягко говоря не очень убедительно.. Налицо все основания прекращения уголовного преследования или уголовного дела; полная или частичная утрата доказательной базы :))
:))))))))))))))))))))))))))))))