«Как вернуться к регулярной церковной жизни после карантина, если это дается с трудом?» — отвечают священники
Фото: Елена Колесникова/fotokto.ru

«Как вернуться к регулярной церковной жизни после карантина, если это дается с трудом?» — отвечают священники

«В душе тоже есть мышцы»

Главное, о чем нам напомнил карантин: человек не только телесное существо, но еще и духовное. Ему нужно не просто быть сытым и здоровым — участие в церковных таинствах христианину не менее необходимо, чем посещение больницы или магазина.

Такое освежение чувств нам было полезно — мы поняли цену Причастия.

Если сегодня, когда храмы вновь открыты для всех, вам трудно вернуться к регулярной церковной жизни, просто задайте себе вопрос: зачем мне это надо? Чего я хочу от посещения храма? Такой вопрос самому себе важен вообще во многих случаях жизни. Если найдете ответ — у вас откроется второе дыхание, будет смысл идти в храм – найдутся и силы для этого.

Когда у человека действительно есть нужда участвовать в евхаристической жизни, если без общения со Христом в таинстве он не может — он идет и причащается. Если он не чувствует такой тяги ко Христу, если идти к Чаше вынуждали только обстоятельства скорбей или болезней, или настояния родных, как оно, увы, иногда бывает, то Причастие превращается для него в ненужный обряд.

Поэтому спросите себя конкретно: важно ли для меня Причастие? И если ответ будет «да», то дайте себе легкого духовного пинка и идите в храм!

А вот если вы вдруг ощутили, что ответов на вопросы «зачем?» и «важно ли?» найти у себя внутри не можете — стоит поговорить с духовником и с его помощью снова попытаться эти ответы найти.

«Лежите на диване так, будто его завтра продадут» — в этой шутке, увиденной в интернете, есть доля истины, но, согласитесь, радость от движения вы ведь тоже испытываете. Это мышечная радость. В душе тоже есть мышцы, и им тоже надо восполнять мышечную радость. С Божьей помощью, надеюсь, эта радость вас посетит.

«Через лень, через не хочу — встаем и идем в храм»

Вернуться в храм после перерыва — как вернуться из отпуска. Сложно снова начать вовремя ложиться и вставать по будильнику.

Помню, один мой знакомый спортсмен получил серьезную травму ноги —полгода он вообще не мог ходить, еще полгода восстанавливался. Когда нога перестала болеть, он понял, что ему трудно вернуться к привычной жизни: «Я ленюсь, перестал заниматься спортом, по лестнице не бегаю, пользуюсь лифтом, хожу не пешком, а езжу на такси и метро». У него пропала мотивация к спорту, пропала радость от физической нагрузки. То же самое происходит и с духовной жизнью.

Здесь важен режим: через лень, через не хочу — встаем и идем в храм. И вскоре заметите, как у вас внутри включаются привычные, докарантинные ритмы.

Возвращайтесь в привычный режим не по одиночке, а всей семьей. Я с ужасом замечаю, что если остаюсь один, то не всегда заставляю себя прочитать утреннее и вечернее правило. А вот в семье никаких проблем — после ужина все выстроились, помолились и разошлись по кроватям. Чувство ответственности друг перед другом позволяет пересилить себя, а главное помнить: там, где двое и трое собраны во Имя Его, там Христос посреди них.

«Как вернуться к регулярной церковной жизни после карантина, если это дается с трудом?» — отвечают священники
Фото: Владимир Ештокин

Если вы не чувствуете духовной необходимости вернуться в храм, задайте себе вопрос: насколько жива моя храмовая жизнь? Насколько я в ней нуждаюсь? На самом деле многим людям хождение в храм ничего не дает — они ходят туда по привычке или из страха. Для тех, у кого духовная жизнь была на последнем издыхании до карантина, этот вынужденный перерыв сыграл свою отрицательную роль.

Когда после массового прихода людей в Церковь в 90-е годы вдруг начался их отток, это было принято объяснять тем, что вера перестала быть модной. Но я считаю, что это не так. Люди, которые ушли из храма так же быстро, как и пришли, просто не получили того отклика, которого ждали: ушли из храма не утешенными, не умиленными, и у них сложилось ощущение, что они ходили в храм впустую.

Человек же в целом устроен так, что (если не брать в расчет чувство долга) мы общаемся только с теми людьми, с кем нам нравится общаться. Если после общения с человеком возникает ощущение потерянного времени, то общение сходит на нет. То же самое и по отношению к Богу — ведь это тоже личные отношения. Выстроить их — в наших собственных силах.

Подготовила Анастасия Бавинова

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (52 голосов, средняя: 4,79 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Наталья
    Наталья1 неделя назадОтветить

    Да, действительно, сейчас я уже не чувствую необходимости ходить в храм, потому что я не верю, что Бог сейчас там.

  • Людмила
    Людмила1 неделя назадОтветить

    Милая девочка, что то с тобой случилось, обнимаю тебя, все плохое пройдет, нам всем бывает плохо, меня спасает в такие минуты, обращение к Богородице, я поняла, она рядом, и помогает сразу.......

  • Наталья
    Наталья1 месяц назадОтветить

    Я ходила в храм когда могла. И не в карантине дело. И после карантина - тоже ходила. Я уже всё сказала. Разбирайтесь между собой сами. Кто из вас "православные" мне непонятно. А то, что каждый отдельный человек для нынешней церкви - мусор, я уже поняла. Я - мусор. И проститутка. Вы - праведники. Мне пока с Вами не по пути.

    • Марина
      Марина3 недели назадОтветить

      Сочувствую, что, посещая храм, Вы там Бога не встретили. Отсюда и такие выводы.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

      Наталья, ходили - и замечательно. Вам тут кто-то обидел? Или в храме? Что случилось? У Вас всё в порядке? С чего такой взрыв переживаний?

  • Виктор
    Виктор1 месяц назадОтветить

    А зачем было прекращать регулярную церковную жизнь на карантине? У нас храмы не закрывали. Родня в Москве спокойно в храм ходила. Это только там, где сами священники изнутри запирались, прихожане за воротами стояли, но таких было мало.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

      Потому что был набор жёстких ограничений от руководства города на перемешение по Москве. Вплоть до штрафов. Вопрос был не в том, что священники само-запирались в храме (кстати, во многих странах им такой возможности и не дали: храмы закрывали на замок, и всё), а в том, что де-факто был введён карантин. Особенно это серьёзно коснулось пожилых людей.

      Кроме того. Болезнь не была придумана. От неё и сейчас умирают, причём и врачи, и священники в зоне повышенного риска. Забываем уже то, как целые монастыри и приходской клир заболевал. Стараемся поменьше вспоминать смерти в среде духовенства в связи с эпидемией. Поэтому организация богослужения оказывалась не таким простым делом. Но да: полного закрытия храмов не было даже в Москве. А во многих регионах не было и вовсе. Это отличало Россию от многих стран, хотя критики начальства, и светского, и церковного, предпочли не заметить этого.

  • Наталья
    Наталья2 месяца назадОтветить

    Мне, как было далеко ездить, так и осталось. В храм, который у нас в поселке открылся я не пойду, потому что он открылся тогда, когда Патриарх просил почтить память Марии Египетской и быть дома. Машину я не вожу, у меня её нет, поэтому всё как было, так и есть. Когда смогу, тогда и прихожу.

  • Владимир
    Владимир2 месяца назадОтветить

    Неправильно поставлен вопрос - вместо "дать себе духовного пинка" надо поставить вопрос на уровне Патриарха: "Когда прекратится издевательство над прихожанами в виде измерения температуры(как выяснилось незаконного),масочного режима, разметки в храмах и недопущения в храм прихожан старше 65 лет?".А то в ответах ссылки на лень и неохоту.

  • Денис
    Денис3 месяца назадОтветить

    "Для тех, у кого духовная жизнь была на последнем издыхании до карантина, этот вынужденный перерыв сыграл свою отрицательную роль".
    У меня была после отъезда православного друга, а когда настоятель храма на пике коронокризиса поставил свечной сбор выше жизни, здоровья пожилой свечницы, то я с ним распрощался и время показала, что поступил верно. Смотрите сколь велик "Синодик скончавшихся от коронавируса духовенства, церковнослужителей и монашествующих" https://pravoslavie.ru//133481.html

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё