Как верить священнику с двойными стандартами? - Православный журнал «Фома»
Как верить священнику с двойными стандартами?
Фото Konstantin on Unsplash

Как верить священнику с двойными стандартами?

8 мин.
iframe
Код скопирован

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Меня зовут Наталья. Мне 67 лет. Нельзя ли поднять тему батюшек деляг с двойными стандартами, батюшек проныр и приспособленцев, любителей тёплых мест, славы, денег? Наш родственник священник именно такой. На тех, кто живёт скромно, смотрит снисходительно, с долей пренебрежения. Мужу сестры, работяге, работающему водителем, на фото с огурцами, которые вырастил на балконе, батюшка ответил, мол, хоть это умеешь. В день похорон моей матери заметил, что гроб средний, тысяч 46 стоит. А мне было до гроба в этот день? Постоянно насмехается над нашим дедом евреем. На мои слова, что Иисус Христос был евреем, ответил, что не был. А вот ещё из собрания перлов. Оказывается, моей маме нужно было иметь ещё детей. На мое напоминание, что отец погиб, а мужчина, с которым она встречалась в молодости, был женат, ответил: «Ну и что?» Считает, что я чрезмерно впечатлилась маминой связью с женатым, так многие живут.

Спрашиваю насчёт Книги Илариона Алфеева об Иисусе Христе. Ответ: «Эта книга для интеллигентов, а с тебя и Евангелия хватит». Племяннику, у которого конфликт с матерью, советует не ездить и детей не возить и вообще внимания не обращать. На мои просьбы помочь в духовном плане моей матери, детям, внукам реакции не было. Ведь мы простые люди. Он очень настаивал на том, чтобы я сделала плитку на могиле мамы. На мои объяснения, что я живу на пенсию, дети помогают немного, так как им надо поднять своих детей, что я хочу подключиться и сама им помочь хоть капельку, назвал меня нытиком и истеричкой и добавил, что мне надо каяться. Это всё только небольшая часть всех перлов.

Ну как таковой человек может служить в храме? Как может стоять у жертвенника? Знакомые, имеющие знакомства в церковных кругах, говорят, что очень много таких.

И ведь всё недоказуемо. Скажет, что не так поняли, что всё извратили. Архиерей скажет, что он труженик, на котором несколько храмов, он участник телепередач, о нём пишет местная пресса. И это так и есть. Но при всём этом двойные стандарты, презрение и неуважение к тем, кто не приспособился, не лебезит перед начальством или сильными, у кого нет лишней копейки. Чему может он учить? Это же не лектор-пропагандист, не простой служащий в офисе, а священник, который должен заботиться о наших душах. И как нам ходить в храмы, как верить духовенству и слушать их проповеди, если такие есть? Противно. Всё это противно.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Наталья, Вы подняли тему важную, надеюсь, что больную все же не для всех прихожан нашей Святой Церкви, а для той ее части, которая с такими священниками столкнулась. Я постараюсь ответить на Ваше письмо, и надеюсь, что меня самого Господь убережет от того, чтобы, высказавшись о моих собратьях, о которых Вы пишете, мне самому не впасть в те же самые прегрешения. Потому что это очень часто случается: как только кого-то в чем-то осудишь (или не осудишь даже, поговоришь об этом просто — а осуждение все равно рядом ходит) — сразу сам в тот же грех и впадешь, это очень давний духовный закон.

Давайте начнем с роли священника в Церкви. Все мы, христиане — царственное священство, как писал апостол Петр в своем Первом послании (2:9). Это означает, что высокие нравственные требования, а проще говоря, просто жить по любви и по законам Божиим — это то, что применяется ко всем без исключения христианам и принципиальной разницы между мирянами и священством в этом смысле нет. Священник от мирянина отличается только тем, что имеет право (благодать Божию) на совершение богослужения и большинства церковных Таинств. Все! Все остальное в равной степени возможно и применимо ко всем христианам. Даже крестить, напомню, в экстренной ситуации может любой член Церкви Христовой.

Исторически сложилось так, что священник, глава христианской общины, стал получать специальное образование и в целом жизнь его стала устроена так, что он и кормится от прихода, и владеет некоторой информацией, которая остальным была недоступна, потому что, конечно, будущие крестьяне, ремесленники или руководители цехов и предприятий тратили время на то, чтобы изучить полезные в их делах предметы, а не вникать в тонкости церковной истории или Закона Божия. Но это вовсе не означает, что при наличии свободного времени и желания любой христианин не может в эти тонкости вникнуть — может. И образование духовное получить вполне может, запрета никакого нет. Я это все говорю не просто так, а к тому, чтобы, при всей главенствующей роли именно священника в общине, христиане понимали, что не вся ответственность лежит на иерее, на них, как на равноправных членах Церкви Христовой, часть этой ответственности тоже лежит, а уж за свою жизнь отвечает каждый человек лично и полностью.

Священник — часть не только Церкви, но и общества. И те пороки, те неприглядные моменты священнического поведения, которые перечислили Вы и с которыми столкнулись Ваши знакомые — это не что-то специфически церковное, это то, что характерно для общества, из которого эти священники, в том числе и Ваш родственник, вышли. Я понимаю, что в Церкви хотелось бы видеть другое, но все мы люди и, думаю, не только священники в Церковь приносят с собой те пороки, которые свойственны родному для них социуму. То, о чем Вы пишете, свидетельствует о среде, в которой этот священник вырос и воспитывался. Это серьезная тема, больная, и она выходит за рамки именно церковного сообщества. Просто, действительно, когда такие вещи транслирует священник — это неприемлемо, это больно и, по большому счету, это то, чего в Церкви видеть совершенно не хочется. Но думаю, что проблему тут нужно решать на уровне всего общества, потому что до тех пор, пока в принципе в социуме будет распространено описанное в письмо отношение к достатку, распущенности, допустимо отношение свысока к другому человеку — все это, боюсь, все равно будут притаскивать в Церковь. Может быть, с этим что-то можно сделать на уровне семинарии, и я знаю, что многие преподаватели духовных школ очень стремятся к тому, чтобы воспитывать именно добрых пастырей, с очень бережным, уважительным отношением к людям — но есть разные преподаватели и есть еще реальность, когда человек, выйдя за пределы духовной школы, все равно оказывается подвержен влиянию социума. Это нужно иметь в виду, чтобы понять, как быть с тем, что Вы описали.

Если Вы не преподаете в духовной школе и не занимаетесь вопросами хиротонии, фактически, вопрос о том, как быть, можно свести к двум пунктам — как Вам быть с самой собой, сталкиваясь с таким явлением, и как быть в общении с такими священниками и родственниками.

Возможно, стоит вспоминать слова из молитвы перед исповедью — «пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». И еще высказывание преподобного Ефрема Сирина: «Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников». И воспринимать такого священника именно как человека грешного, который, скорее всего, не может научить определенным вещам из практики, но через которого, так как он рукоположен, все Таинства совершаются нормально и который, тем не менее, владеет (должен владеть) теорией церковной жизни. Если же священник говорит откровенно некомпетентно (Христос, как мы понимаем, конечно же, родился от еврейской Мамы и был евреем, да), то что ж тут поделать? Значит, не стоит к такому пастырю обращаться за советами. Или исповедоваться, помолившись Богу и попросив, чтобы Господь вразумил батюшку и помог Вам через него получить какой-то свой ответ или хотя бы просто отпущение грехов. Будем надеяться, что по горячей Вашей молитве это получится. Внутри себя — помня про сообщество кающихся грешников — важно постараться не осуждать нерадивого пастыря. Если тянет осудить — помолиться Богу о вразумлении священника, это важно и Вам самой будет для духовной пользы. Если есть целый круг родных и прихожан, которые видят такое нерадение священника, можно договориться и всем вместе молиться о пастыре. Господь по молитве творит чудеса, кто знает, может быть, и в вашем сообществе что-то такое случится?

Что касается конкретных моментов общения, я бы посоветовал на всякий выпад родственника отвечать вопросом: «А Вы для чего это сейчас сказали? Чтобы ранить человека? Чтобы показать, что лучше знаете?». Это, например, подошло бы для случая с фотографией огурцов. Насчет гроба можно заметить, что Вы не знали, что родственник был готов помочь, но в следующий раз в случае каких-то важных семейных трат непременно к нему обратитесь и будете знать, что он готов помочь конкретной суммой. Я понимаю, что это может быть и не так, но таким ответом Вы направите его мысли в правильное русло. Вот, кстати, раз он так радеет за могилку Вашей мамы, может быть, как раз и помог бы с плиткой? Если только Вы и сама полагаете, что плитка там уместна и нравится Вам больше, чем просто ухоженный земляной участок, тут уж сама смотрите.

Насчет детей я в принципе считаю, что это тайна Божия и Один Бог ведает, будет ребенок у человека или нет. Я бы предложил в такие праздные разговоры и дискуссии не вступать: сказал и сказал. Вы сделали вывод об уровне человека — и достаточно. Вполне может быть, что он сказал, потому что просто в его среде было принято так говорить. Это не Ваша среда, не Ваша логика. Не тратьте время на пустые дискуссии, поберегите себя тут, потому что, боюсь, взрослого человека Вы вряд ли переучите. Ну и, думаю, вряд ли он был бы рад, если бы его дочь, или мама, или супруга вступили в связь с женатым человеком, верно? Это может быть аргументом.

Что касается научения, я уже немного написал выше о том, что причащаться у такого священника можно, исповедоваться можно, в смысле, это все будет действительно, а вот духовной жизни стоит учиться у того, кто в этом более компетентен. Так что, по возможности, выбирайте храм, в котором будет по-настоящему опытный священник, который сможет научить чему-то не только из теории, но и из собственной практики жизни.

Лукавый не дремлет и всячески стремится сбить священников с нормального пути. А через священников стремится сбить и мирян. И в любом деле нужно смотреть на его результат. Если результатом будет то, что Вы перестанете бывать в храме, если расхочется жить духовной жизнью — значит, за этим совершенно точно стоит лукавый и не нужно поддаваться. Храм меняйте, но в целом из Церкви не уходите, понимаете, да? Это не просто уговоры, это реально так, и механизм отлучения человека от Бога очень давний и, как видите, работает. Так что не поддавайтесь на эту уловку, молитесь — Бог даст, как-то ситуация разрешится. А так тут ведь как в любом деле: если более опытные, есть менее компетентные специалисты, приходится как-то в этим жить.

Бог в помощь!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (20 голосов, средняя: 5,00 из 5)
    Загрузка...
    27 августа 2023
    Поделиться:

    • Catilina
      Catilina3 недели назадОтветить

      Автор, это Вам "оттуда" Ваше несмирение показывают. Кто Вам сказал, что Ваша простота является препятствием для выработки в себе христианских качеств? И вправду надо б нам всем более усердно изучать Новый Завет, толкования святых отцов, проверенные и принятые всей полнотой Матери-Церкви, а не зачитываться православной беллетристикой, пусть и занимательно написанной бойким пером, но всё-таки пером современного автора с весьма специфическим жизненным путем. Мне к примеру по прочтении Вашего письма пришло в голову, что и апостолы Господа все 12 были этническими евреями. Более того, ядро нашей Церкви составляли поначалу этнические евреи. И только потом... Если бы Вы читали отцов, то отнеслись спокойно и к вопросу с огурцами, и к замечанию о чтении книг митрополита Алферова. Да, часть апостолов были простейшими рыбарями. А как апостолов пинали их идеологические противники, люди гораздо более высоко образованные. И апостолы всё стерпели, да еще славили Господа за эти пинки. Читайте об этом и многом многом другом в письмах Оптинских наших преподобных, написанных очень просто и внятно. Они же дают советы, как поступать в отношении описанных Вами духовных лиц и о причинах подобных явлений. Собственно, пастырь ответил уже, но что Вам мешает преодолеть духовную лень и прочесть об этом еще и более подробно. Поверьте, все наши проблемы и явления церковной жизни настолько не новы и настолько повторяются, что уже все отвечено и сто раз при том. И надо нам не на недостоинстве некоторых дурацких пастырей сосредотачиваться, а на своем собственном недостоинстве и как мы в этом состоянии предстанем может быть уже завтра перед Богом.

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь