Многие русские князья прославлены церковью как святые. Их имена хорошо всем известны. Чаще всего на иконах и фресках князья действительно изображаются в княжеских одеждах — длинном платье, поверх которого накинут плащ. Отличительными особенностями русской княжеской иконографии являются отороченная мехом княжеская шапка и меч. При этом изображения князей могут заметно различаться, поскольку причины их прославления были различными. Например, князья-страстотерпцы Борис и Глеб, которые удостоились мученических венцов. Они изображаются в княжеской одежде, но обязательно с крестом — символом мученичества. Иногда в руке у святого князя можно увидеть небольшую церковь. Так изображаются князья-храмоздатели, усердием которых был возведен тот или иной храм.
Кроме того, на Руси существовал обычай предсмертного пострижения князей. Так, например, схиму перед смертью принял Александр Невский. В Благовещенском соборе Московского Кремля Александр Невский представлен как князь-инок: в коричневой монашеской мантии и куколе. А рядом, в Архангельском соборе, он изображен в «классическом» княжеском одеянии — длинном, подпоясанном платье, шубе и отороченной мехом княжеской шапке.
В 1724 году Святейшим Синодом было принято постановление, предписывающее изображать князя только в великокняжеских одеждах. С этого времени князь часто предстает перед нами в доспехах римского образца поверх которых может быть накинут плащ.
Недавно, при росписи церкви в городе Туле, мне довелось обратиться к образу святого князя Даниила Московского, сына Александра Невского, который так же, как и его отец, принял перед смертью схиму. У меня был выбор — изобразить князя в княжеской одежде или в монашеском облике. Оба варианта соответствовали бы традиции. После некоторых колебаний, родилось компромиссное решение: князь Даниил представлен в росписи как князь, но в руке он держит схимнический куколь