Как Церковь относится к кремации?
Фото СПДА

Как Церковь относится к кремации?

У разных народов и в разных странах существуют различные обряды погребения усопших. Христианское мировоззрение сформировало свои традиции. Однако современные реалии жизни тоже диктуют свои условия. В крупных городах все сложнее найти место на кладбищах, традиционное христианское погребение в землю может стоить очень дорого, и в результате кремирование усопших происходит все чаще.

5 мая 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ «О христианском погребении усопших»

Традиции христианского погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношение к телу как «храму Божию», а потому для православного христианина важно, чтобы к его телу с почтением относились и после смерти.

Вот как об этом пишет митрополит Сурожский Антоний: «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело — центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».

В документе «О христианском погребении усопших» говорится о том, что погребение усопшего в землю ближе к библейской традиции, чем кремация: «Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7)».

Однако нельзя говорить о том, что кремация лишает человека надежды на спасение. Марк Минуций Феликс, умерший в самом начале III века, четко сформулировал отношение христиан к разным обрядам погребения «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

Эта точка зрения остается неизменной и в наши дни. Православная Церковь считает «нормой захоронение почивших христиан в земле», а к кремации относится «со снисхождением»: «В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации».

Иными словами, Церковь относится к кремации как к вынужденной форме погребения, но при этом не лишает усопшего и его родственников своей молитвы и утешения.

Для того, чтобы понять, почему Православная Церковь так заботится о целостности человеческого тела даже после смерти, достаточно процитировать преподобного Симеона Нового Богослова: «Как Христос божественною Своей силою сделал Тело Свое иным, то есть духовным, и так воскресил его от гроба: так и мы сделавшись прежде здесь подобными Христу по душе, тогда (при всеобщем воскресении из мертвых) станем подобны Ему и по телу, — люди по естеству и боги по благодати, как и Христос, будучи Бог по естеству, соделался человеком, как есть человек, по великой Своей благости».

Фото анонса СПДА

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (25 голосов, средняя: 4,24 из 5)
Загрузка...
15 июня 2015
Поделиться:

  • Valentina
    Valentina2 дня назадОтветить

    О телесном воскрешении умерших: В Новом Завете когда спросили Иисуса Христа о том, чьей женой будет женщина после воскрешения, если при жизни она имела несколько мужей. Иисус ответил, что после воскрешения ничьей она не будет, т.к. после воскресения никто не будет ни жениться, ни выходить замуж, а будут все как ангелы Божии.

  • Евгений
    Евгений1 год назадОтветить

    После того как человек умер, его потрошат в морге, другого слова не подобрать. Мое мнение что после этого и кримация вполне подойдет.

  • --
    --1 год назадОтветить

    почему в Греции тела закапывают, потом через пару десятков лет выкапывают, останки сжигают, вроде- и это нормально, а россиянам надо хоронить?

  • Татьяна Николаева
    Татьяна Николаева1 год назадОтветить

    Я считаю, что запрещено, то не разрешено, и уже не суть важна причина, раз церковь по сути отвергает кремацию, значит и мы, как члены церкви должны жить по ее правилам. Все, что признает православная церковь спасительным, в том числе и христианское захоронение усопшего, то и мы должны признавать и выполнять, много не рассуждая об этом. Просто исполнять, а иначе нашими умствованиями по этому вопросу диавол нас так запутает, что и от спасительной нашей веры отвратит, а без нее никто не спасется!

  • Евгений
    Евгений2 года назадОтветить

    Придавая тело умершего кремации мы тем самым заботимся о будущих поколениях, погосты занимают все большие площади, тем самым исчезают поля, леса, площади, которые можно использовать более полезно, особенно с учётом населения стран и планеты в целом. Скоро население достигнет более 10 млрд, плотность все уюнаселения все увеличивается. Как-то так, считаю что кримация скоро станет абсолютно здободневной. Сам по вероисповеданию православный.

  • Александр
    Александр2 года назадОтветить

    Разве современный способ захоронения соответствует захоронению Господа Иисуса Христа? Не трактуется ли принцип прах к праху сегодня слишком узко? Тело Иисуса Христа по обычаям того времени было в саване положено в каменный склеп на камень. Затем Он воскрес, праха не было, земле прах не предавался. Обычных людей тела выдерживали в склепах много лет, пока плоть полностью не истлевала и оставались только кости. Тогда склеп вскрывали и кости предавались земле. Возможно так надо хоронить? Или признать что прах после кремации тоже прах и захоранивать его без оговорок? Если мы станем вспоминать, что у нас похоже на языческие обряды, отказаться продается очень от многого.

  • Alex
    Alex2 года назадОтветить

    Ольга с вами согласны

  • Владимир
    Владимир2 года назадОтветить

    Из праха создал Господь человека и в прах он претворится и из праха в последние дни восстанут тела по пришествии господа Иисуса Христа! И второе, читая жития святых мучеников мы часто узнаем ,что многих из них сожгли язычники заживо,и значит к ним Церковь должна также относится снисходительно( прости Господи).

  • регина
    регина2 года назадОтветить

    " вера в телесное воскресение умершего..." В Евангелии от Матфея 22.25 - 22.30 на вопрос чьей женой будет вдова, если при жизни она была женой семи братьев, и все умерли. Иисус ответил: "Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Бжией. Ибо в воскресении не женятся, ни выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах...

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков2 года назадОтветить

      Это не противоречит вере в телесное воскресение. См. в Евангелии эпизод с уверением Фомы, который боялся, что его друзья приняли за Воскресение Христово явление какого-то бестелесного призрака, и потому говорил, что хочет притронуться к телу Иисуса, а иначе не поверит. И дальше, когда на берегу озера Христос ест рыбу вместе с учениками.

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё