Как Сергей Лукьяненко хотел исправить Новый Завет, а в результате пришел к вере и крестился – Православный журнал «Фома»
Как Сергей Лукьяненко хотел исправить Новый Завет, а в результате пришел к вере и крестился

Как Сергей Лукьяненко хотел исправить Новый Завет, а в результате пришел к вере и крестился

Приблизительное время чтения: 3 мин.

О своем пути к Богу известный писатель рассказал в интервью журналу «Православие и современность».

Первые представления о Боге Сергей Лукьяненко получил из книги Зенона Косидовского «Библейские сказания». Прочитал ее будущий писатель, а тогда — обыкновенный советский школьник, еще в детстве. Читал с удовольствием, но не как пересказ Библии, а как обыкновенную книжку о жизни интересных людей.

Агностик Лукьяненко не проявлял интереса к вопросам веры и в юности: что демон, что ангел — всё едино, есть Бог, нет Бога — науке неизвестно. Лукьяненко не воевал ни за религию, ни с религией.

Сергей предпочитал читать фантастику — Ефремова, Стругацких, Саймака, Азимова, Брэдбери... Читал много, всё подряд. С фантастики перешел на беллетристику, классику... Однажды решил что-то сочинить и сам. Написал первый небольшой рассказ. Назывался он «За лесом, где подлый враг».

Корреспонденту журнала «Православие и современность» Екатерине Ивановой писатель рассказывал:

«Этот текст до сих пор издается у меня в сборниках, хотя он совсем простенький по замыслу. Я его написал и с удивлением понял, что у меня что-то получается. Потом написал еще несколько рассказов, расхрабрившись, замахнулся на роман. Так и пошло. Писал я в тетрадке, от руки. Меня жутко завораживал процесс создания текста».

В конце девяностых Лукьяненко работал над романом «Холодные берега». Вначале замысел произведения не имел ничего общего с религиозной темой. Но неожиданно придумалось одно фантастическое допущение...

«Царь Ирод убил Христа во младенчестве. Но Бог дал человечеству второй шанс. И появился не Сын, а Пасынок Божий — человек, наделенный огромной, почти божественной силой. Хороший человек. Прекрасный человек. Всего лишь — человек. И вот этот человек идет путем Христа. Используя свое могущество, он избегает позорной казни на кресте, берет власть в Риме и там пытается создать справедливый мир. Конечно, ничего у него не выходит, потому что этому противоречит человеческая природа».

Об этом сюжете Лукьяненко теперь сам говорит: «С точки зрения христианства фантастические допущения, которые я там делаю, кощунственны».

Писатель признается, что не написал бы «Холодные берега», если бы уже был верующим. Но в тот момент он лишь пытался честно рассказать историю так, как сам ее видел. Даже будучи неверующим человеком, Лукьяненко считал, что над верой глумиться нельзя, вера — это святое.

Тем не менее, работая над «Холодными берегами», молодой писатель полагал, что уже неплохо разбирается в Новом Завете и может исправить в нем все, как ему тогда казалось, «несуразности» и показать, «как всё должно было быть на самом деле».

Но в процессе написания романа выяснилось, что знаний откровенно не хватает. Пришлось перечитывать Евангелие — не раз, не два... А потом читать апокрифические Евангелия...

«И чем больше я читал, тем яснее понимал, что никакой несуразности в поступках Христа нет, — вспоминает писатель. — Просто нельзя препарировать Благую Весть с точки зрения человеческой логики, потому что никакой человеческой логике она не поддается. Но если сделать для себя допущение (видите, я подошел к вопросу с научной точки зрения), что Христос — это действительно Сын Божий, то всё становится на свои места. Вот так, чисто логическим путем я пришел к выводу о том, что Бог есть, и всё, написанное в Евангелии, обрело для меня смысл.

Роман был закончен за два месяца. И когда Лукьяненко поставил последнюю точку, то вдруг понял, что... верует в Бога! От ощущения себя верующим до принятия крещения прошло минимум три года. Три года поисков и размышлений.

Жена, которая сама крестилась в 16 лет, решению мужа обрадовалась. Первые шаги в Церкви помог пройти друг — редактор отдела культуры православного журнала «Фома» Виталий Каплан.

«Как правило, мои читатели, а среди них есть и священники, и ученые-теологи, понимают, что эта книга — человеческий путь в поисках Бога. Были, конечно, и те, кто полагал, что это кощунственная книга. Может быть, они в чем-то и правы. Но я не жалею, что написал “Холодные берега”, потому что эта книга привела меня к вере».

По материалам сайта «Православное Поволжье».

На заставке: https://ru.depositphotos.com

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (53 голосов, средняя: 4,89 из 5)
Загрузка...
9 декабря 2021
Поделиться:

  • Евгений
    Евгений1 месяц назадОтветить

    Я прочитал у Сергея, наверное, почти все. По секрету скажу, на сегодняшний день это единственный фантаст которого я читаю (как-то по жизни, больше на классику потянуло). А вот "Холодные берега" ни тогда, ни сейчас (ну, пару лет назад) прочитать не смог. Мне было и не интересно (что странно, так как Лукьяненко мне интересен, как писатель, и нравится, как человек), и, даже, как-то противно. Мне радостно, что этот труд помог ему придти к вере...

  • Денис
    Денис1 месяц назадОтветить

    Вопрос, зачем нам Христос? Это очень важный вопрос.
    Почему, к примеру, Бог не послал на Землю могущественного архангела, архистратига небесного воинства Михаила? Тот бы мог насадить веру силою. Да так, чтобы люди боялись бы и подумать о непослушании. Люди, как шёлковые, соблюдали бы заповеди Божьи. Почему этого нет в нашей реальной истории?

    • Ольга
      Ольга3 недели назадОтветить

      Потому что насильно нельзя полюбить. Потому что то чтобы победить грех нужно соединиться со Христом через Таинство, чтобы помочь человеку Господь становится одной с ним природы, изнутри мы поражены грехом на всех уровнях... а полицейскими мерами насильно к вере нельзя привести. Слушаться то будут, но счастья и любви не будет. Христос спасает человеческую природу, исцеляет ее, и человек обретает большее, чем он потерял. Ангелы такого не имеют счастья - соединяться с Богом в Таинстве.

    • Стас
      Стас1 месяц назадОтветить

      Возможно, силовой вариант не был реализован по той же причине, по какой не используется тяжёлая артиллерия при освобождении заложников. Действовать приходится осторожно и очень долго.

  • Ольга Александровна
    Ольга Александровна1 месяц назадОтветить

    Всегда прекрасно, когда человек приходит к вере! Слава Богу, что Сергею Лукьяненко удалось преодолеть неверие. К сожалению, среди писателей-фантастов мало верующих. А Виталий Каплан, редактор отдела культуры журнала «Фома» -это автор чудесного рассказа про дозорного кота?

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

      У Виталия много чего хорошего в писательском багаже. )))

  • Alexander K
    Alexander K1 месяц назадОтветить

    Не вижу ничего кощунственного в замысле: показать реалистично, что такое жизнь без Христа - это многого стоит. Я, вот, читаю сейчас Ветхий Завет, последовательно, и вижу, что его такое жизнь без Христа, как евреи постоянно мечутся и постоянно отходят от Бога. Разумеется, я их не осуждаю. Но стало понятно, зачем христианам нужен Ветхий Завет (а то иногда задают такие вопросы, мол, надо ли читать. Надо.) - да затем, чтобы была иллюстрация, какова жизнь без Христа. Мир Ветхого Завета жесток и пуст, несмотря на то, что Бог постоянно проявляет любовь Свою к евреям.

  • р.Б
    р.Б1 месяц назадОтветить

    В Евангелии меня занимает только одно противоречие: у Луки разумный разбойник покаялся, у Матфея и Марка оба разбойника хулили Христа, только Иоанн - бывший при кресте - промолчал...

  • Денис
    Денис1 месяц назадОтветить

    Дилогия "Искатели Неба", на мой взгляд, лучшее у Сергея Лукьяненко. Ещё очень хороша повесть "Мальчик и тьма".