Когда в 1898 году 33-летний епископ Тихон (Беллавин) прибыл в Америку, он оказался на краю православного мира. Все думали, что его паству составят в основном русские поселенцы на Аляске. Но очень быстро стало ясно, что это не так. Православие при нем стало частью религиозного американского ландшафта, а сам святитель в знак признания его заслуг получил звание почетного гражданина США.
Епископ на колесах
Владыка Тихон не сидел на одном месте и много путешествовал по стране. Он объезжал шахтерские городки Пенсильвании, заходил в деревянные бараки русских и карпаторусских рабочих, где совершал богослужения среди угольной пыли. Он посещал сирийские общины в Нью-Джерси и Бруклине, общался с греческими эмигрантами.

Святитель бывал и в Канаде, где встречался с православными переселенцами, которые жили в изоляции и годами не видели священника. Для них его приезд становился праздником: он крестил детей, венчал пары, исповедовал и причащал стариков. Для многих это был первый и единственный опыт встречи с архиереем. А 17 сентября 1905 года он освятил в Виннипеге (Манитоба, Канада) православную церковь во имя Святой Троицы.
Будущий Патриарх видел торжество Православия в Америке в преодолении национальных и культурных барьеров, разделявших людей. Обращаясь к прихожанам сербского прихода в Калифорнии 17 июля 1899 года, он, в частности, отмечал:
«Для получения будущего Царства Небесного нужно будет не сохранение народности своей, а правой веры во Христа. О сем и помышляйте, братья, тем паче, что сохранение вами веры православной есть вместе с тем и самое лучшее и надежное средство для сохранения и поддержания вашей народности».
Строитель православной Америки
Святитель Тихон уделял большое внимание строительству храмов. По его инициативе в Нью-Йорке началось возведение величественного кафедрального собора во имя святителя Николая. А в Пенсильвании, в местечке Саут-Кейнан, он основал монастырь во имя святителя Тихона Задонского. Этот монастырь стал духовным центром для местных верующих и важной опорой для миссии среди американцев.
Но дело не ограничивалось только Нью-Йорком и Пенсильванией. При владыке Тихоне строились и освящались новые православные храмы в Миннеаполисе, Чикаго, Питтсбурге, Лос-Анджелесе и других городах, куда тянулись эмигранты из России, Греции, Карпат и Балкан.
Важным этапом развития православной миссии стало преобразование миссионерской школы в Миннеаполисе в духовную семинарию. Рассчитанный на три года учебный план включал такие предметы, как литургика, практическое руководство для сельских пастырей, Новый Завет, общая церковная история и другие. Уже на третий год работы семинария дала Церкви первые кадры: в 1907 года три старших воспитанника были рукоположены в священный сан.
Архипастырь диалога
Святителю Тихону была свойственна открытость к экуменическим контактам. Помимо встреч с епископами и священниками других Православных Церквей, он охотно общался и с представителями Католической и Епископальной Церквей, присутствовал на их богослужениях, что было необычным для того времени. Он считал, что Православие в Америке должно не замыкаться в диаспоре, а быть частью религиозного ландшафта страны.

В 1907 году власти США сделали его почетным гражданином. Это было признанием вклада епископа Тихона в жизнь страны: он сделал Православие «своим» для Америки, был архипастырем диалога и строил мосты между культурами и конфессиями.
Одновременно будущий Патриарх не забывал о глобальной миссионерской задаче, стоявшей перед Православной Церковью. Уже прощаясь со своей паствой в Нью-Йорке, он говорил:
«…свято сохраняя веру православную… православные люди должны заботиться еще и о распространении её среди иноверных… Не для того возжжен и свет православной веры, чтобы светить малому кружку людей. Нет, Православная Церковь кафолическая; она памятует заповедь своего Основателя: идите в мир весь, проповедайте евангелие всей твари, научите вся языки (Мк 16:15, Мф 28:19). Своим духовным богатством, истиною, светом и радостью мы должны поделиться с другими, не имущими этих благ».
Сбывшаяся мечта Патриарха Тихона
Даже поверхностно касаясь американского периода служения Патриарха Тихона, мы видим перед собой не только деятельного архипастыря и миссионера, но и человека с перспективным мышлением и редким даром предвидения. Он умел видеть не только то, что есть, но предугадывать то, что будет, и делать все для реализации этой перспективы.
Его самое горячее желание состояло в том, чтобы православное сообщество в Америке составило единую самостоятельную Церковь, которая бы молилась и проповедовала на английском языке, объединяла людей разных национальностей и, как и он сам, была открыта для диалога с властью и обществом.
Спустя десятилетия его мечта воплотилась: благодаря усилиям и молитвам святителя Православная Церковь в Америке (OCA) стала автокефальной и обрела собственную идентичность, бережно сохранив вековые традиции православия и одновременно органично вписавшись в американский религиозный контекст.


