Возможно, вы когда-нибудь были на благотворительных ярмарках, которые устраивают сотрудники Свято-Софийского социального дома. И, может быть, вы даже видели там или покупали какие-то вещи, сделанные руками воспитанников: кошельки, брелоки, броши из кожи, шоперы, небольшие подушки или футболки с необычным принтом.
Все эти изделия созданы в специальных мастерских, которые появились почти три года назад. В них нет огромных верстаков, заваленных инструментами, пол не засыпан стружкой, а полки шкафов не заставлены остовами разобранных телевизоров и компьютеров. Здесь всего два небольших стола, похожих на обычные школьные парты.
На одном столе стоит швейная машинка, на другом — необычный прибор, назначение которого сразу понять сложно. В шкафах на полках стоят коробки с именами: Настя, Оля, Антон, Вика, Тоша. Это коробки с поделками, точнее, с изделиями, которые делают ребята.
Идея создания мастерской давно витала в воздухе. Ребята выросли, и надо было чем-то их занять.
«Сначала мы проводили мастер-классы — делали магниты, шили из кожи кошелечки, — рассказывает Мария Кругленко, координатор по досуговой деятельности, заведующая мастерской. — Наши ребята непростые, но в какой-то момент стало понятно, что тех навыков, которые они приобрели на мастер-классах, вполне достаточно, чтобы оформиться в мастерскую. И мы решили попробовать».
Мастерская работает каждый день. Но трудятся в ней ребята индивидуально и небольшими группами, по определённому графику — обычно три-четыре человека в день примерно по 40 минут. Такой режим выбран неслучайно. Каждому воспитаннику нужно уделять большое внимание во время работы, следить за тем, что он делает, как работает, оказывать помощь. Это сопровождение очень важно, ведь никто из них самостоятельно работать не может.
Раз в неделю проводятся групповые занятия, на которых ребята рисуют или наносят на футболки принты — тематические рисунки. Сейчас осень, и футболки украшают осенней листвой — красиво и необычно.
«Особенность нашей мастерской в том, что она создана под наших ребят, под каждого нашего воспитанника, с учётом его возможностей, — рассказывает Мария. — Творчество для воспитанников Домика — это не развлечение, а возможность развиваться: улучшать мелкую моторику и цветовое восприятие, тренировать усидчивость и внимательность. Для взрослеющих ребят с тяжёлыми нарушениями развития это один из вариантов занятости, возможность реализовать свои способности, увидеть результаты собственного труда».
Работа мастерской рассчитана так, чтобы каждый из них мог себя реализовать, мог делать не только то, что он умеет, но и то, что ему нравится. Кто-то любит больше шить, кто-то любит больше рисовать, кто-то любит больше валять из шерсти.
«Ребята хотят работать, они с радостью идут на работу. Мы пытаемся для каждого найти его любимое дело, — рассказывает Мария. — Наташа, например, любит и на машинке строчить, и шить вручную, и повалять. Кирилла заинтересовала механическая швейная машинка. Она его очаровала, и он сидит, очарованный, строчит».
Задания подстроены под ребят, чтобы они могли максимально поучаствовать в процессе. В индивидуальных занятиях делается акцент на отработку определённых навыков, работы выполняются пооперационно, и ребята запоминают алгоритм действий. А на групповых занятиях уже в сопровождении воспитателей применяют отработанные навыки и намного самостоятельнее и увереннее себя ведут.
Сегодня в мастерской работает Наташа. У неё серьёзные нарушения слуха и зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата. Наташа усаживается за стол, и мне становится понятно назначение того необычного прибора. Оказывается, это тиски. Наташа шьёт из кожи кошелёк, и его заготовка зажимается в этих тисках, чтобы удобнее было работать. Мария сидит рядом и контролирует весь процесс, помогая Наташе в сложных ситуациях. Закончив эту работу, Наташа пересела за швейную машинку. И опять Мария рядом — контролирует и помогает. Так незаметно проходят отведённые 40 минут. Наташа убирает свою работу в коробочку, а её место занимает другой особенный мастер.
Обычно вся работа разбивается на операции — кто-то из ребят может выполнять лишь самые простые, кому-то можно доверить более сложные задачи; кто-то может выполнять целую цепочку операций, кто-то может делать только одну. При этом используются те темы, которые знакомы ребятам, которые им интересны, которые соответствуют их опыту. В каждом изделии проявляется индивидуальность особенного мастера. И очень важно дать человеку свободу — в выборе цвета, в выборе материала.
В работе мастерской принимают участие в той или иной степени почти все воспитанники Свято-Софийского социального дома. Достаточно разнообразен и «ассортимент» изделий.
Но останавливаться на достигнутом никто не собирается. В планах создание нескольких новых направлений. Одно из них — мультипликация. Ребята смогут сами придумать историю, сюжет, сами будут рисовать. Другое направление — полиграфия — открытки, блокноты, даже книги, составленные из историй воспитанников Домика. Есть огромное желание создать керамическую мастерскую, правда, для этого необходимо подготовить условия — это непросто технически и требует сложного оборудования и отдельного помещения.
За то время, что существует мастерская, происходят большие изменения в жизни воспитанников Домика. Они становятся самостоятельнее, у них появляется интерес к окружающему миру.
Но самое главное, что и взрослые тоже получают определенную пользу. «Ребята научили многому нас — мы научились им доверять, я надеюсь, что они доверяют нам тоже». И это, пожалуй, главный итог деятельности этой особенной мастерской.
Текст и фото Владимира Ештокина
Читайте также: