
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, как правильно читать Библию? Можно ли сначала прочитать весь Ветхий Завет, а затем Новый? С чего начать?
Сергей
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогой Сергей!
Я бы Вам рекомендовал начать чтение Библии с Нового Завета, точнее, с Евангелия от Марка - самой короткой Благой вести о жизни и проповеди Воплотившегося Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа. Причём Вам надо не просто читать текста Евангелия, а пользоваться святоотеческими его толкованиями. Например, в храме Вознесения Господня города Кинешма Ивановской области, где я настоятель, в начале прошлого века служил Василий, епископ Кинешемский. Его книга "Толкование на Евангелие от Марка" по праву считается одной из лучших среди подобных работ. Изучите её.
Можете посмотреть также любые другие толкования. Классическое и относительно небольшое по объему - толкование святителя Феофилакта Болгарского.
Далее прочитайте остальные Евангелия - от Луки, от Матфея, от Иоанна. Затем прочтите Деяния Святых Апостолов и их, Апостолов, Послания. Все непонятные Вам места, коих поначалу будет много, следует разбирать, читая толкования Святых Отцов Церкви. Кого выбрать? Не могу Вам дать совет. Дело в том, что каждому читателю приходится "по вкусу" определённый автор. Начните читать нескольких, и выбирайте того, чьё толкование отзовётся в Вашем сердце.
После Нового Завета я бы Вам рекомендовал прочесть из Ветхого Завета первую книгу - Бытие. В ней говорится о творении мира, о грехопадении первых людей. При её чтении важно понимать, что события творения и грехопадения описаны в книге языком метафор. Именно поэтому, помимо книги необходимо также изучать толкования на неё. В частности Святые Отцы писали "Толкования на шестоднев", эти их работы очень помогут Вам в изучении книги Бытия.
О Библии также рекомендую Вам посмотреть следующие материалы:
Структура Библии. Инфографика - этот текст поможет сориентироваться в том, как устроено Священное Писание. И еще один текст Библия как канон о том, как был сформирован корпус библейских текстов. Может быть, не сейчас Вы об этом будете читать, а в будущем, когда продвинетесь в чтении, но пусть этот материал на всякий случай будет у Вас под рукой.
Странный вопрос: что такое Библия? - небольшое справочный материал, который поможет Вам структурировать Ваши знания о Библии, а также узнать новые вещи из основных, базовых.
Библия: Книги о Единственном Слове - еще один материал о Библии в целом.
Кто автор Библии? и Когда написана Библия? существенные вопросы, с которыми стоит разобраться.
А вообще, хотел бы Вам сказать, что перечитывание Евангелия, даже во время Богослужения каждый раз рождает в голове новые мысли о прочтённом стихе или фразе. Так мудро устроил Бог, Который вдохновил Святых авторов на написание этих книг.
Храни Вас Господь!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
покажите мне 3 честных не жидовствующих священников и не лгите нет их искал
Олег, Вы ссылаетесь на западного религиоведа, которая никогда особо не интересовалась учением Русской Православной Церкви и ничего не читала из трудов наших Святых отцов. Вот слова из ее интервью: "Боюсь, что я больше сосредотачивалась на греческих отцах церкви и не читала никого из русских теологов. Может быть, вы кого-нибудь посоветуете?"
Интересную закономерность отметила известный религиовед Карен Армстронг в книге "История Бога". В Средние века культурным центром ойкумены был исламский Восток, достижениями которого пользовалась интеллектуальная элита Европы. До той поры, пока улемы не запретили толкование Корана. В это же время протестанты обязали всех своих сторонников читать, толковать и публично исповедовать толкование Писания. Так начался мощный подъем европейской культуры, положивший начало Нового времени и промышленного общества. Исламский же мир стал уступать свои позиции. В России наблюдалась какая-то двойственность. Мало того, что Писание было переведено на русский язык только в Х1Х веке (Новый Завет в 20-х, а Ветхий в 60-х гг.). Однако к вопросам толкования (читай - понимания) относились настороженно, отсылая к толкованиям отцов церкви святоотеческого периода, к трудам дипломированных экзегетов, а в основном к толкованиям приходских священников. Это привело к тому, что понимание Писания массой прихожан осталось на чудовищно низком уровне в виде буквалистского его понимания. И это по отношению к глубоко символическим текстам. Такой подход просматривается и в ответе священника. И чего этим пытаются достичь? Послушания, смирения, "святой простоты"? Напомню, что последнее выражение имеет нарицательный смысл.