Кроме четырех многодневных постов — Великого, Рождественского, Успенского и Петровского, Церковь установила для верующих однодневные посты в среду и пятницу в течение всего года. Исключение составляют так называемые сплошные седмицы (недели), когда пост отменяется. Их пять: Святки — с Рождества до Крещения, неделя мытаря и фарисея (за две недели до Великого Поста), последняя неделя перед Великим постом (Масленица), Светлая седмица (неделя после Пасхи) и Троицкая неделя (перед Петровым постом).

В среду мы постимся, вспоминая предательство Христа Иудой, а в пятницу — страдания и крестную смерть Господа. Смысл поста в том, чтобы сделать остановку посреди жизненной суеты, вспомнить: «Стоп, сегодня же Христос был предан/пострадал и умер за меня!» Такое воспоминание, особенно соединенное с молитвой Богу, благодарностью за ту добровольную жертву, которую принес Спаситель на Кресте, и добровольным же ограничением себя в пище, через которое мы, пусть в очень малой степени, как бы разделяем страдания Господа, очень благотворно сказывается на духовном состоянии человека.

Часто спрашивают, как правильно поститься в эти однодневные посты: можно ли есть рыбу, растительное масло, когда начинать и заканчивать пост — одновременно с календарными сутками (в полночь) или с вечера, со времени вечерней службы.

Современная практика такова: если это не период одного из четырех длительных постов, то можно есть рыбу и растительную пищу с маслом. Если же среда и пятница выпадают на период поста, то рыба не употребляется. Поститься принято по суткам — с полуночи среды или, соответственно, пятницы.

В идеале меру личного поста — как в среду и пятницу, так и для многодневных постов — нужно определять со священником, которому человек регулярно исповедуетесь, который знает его духовное состояние и поэтому может дать правильный совет.

Соблюдать однодневные посты относительно несложно, но очень важно: они задают своеобразный ритм нашей церковной жизни, помогают быть собранными, организованными и не расслабляться духовно. Нужно при этом стараться, чтобы пост был не просто гастрономическим, но аскетическим упражнением, то есть соединялся с размышлением и молитвой. О важности такого соединения для противодействия искушающим нас темным силам сказал Сам Господь: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф 17:21).

0
4
Сохранить
Поделиться: