Вопрос читателя:
Доброго всем здравия! Услышала, что древние евреи постились только в светлое время, т. е. до наступления глубокой ночи! Это похоже на мусульманский пост?
Ольга
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Ольга!
О посте в Ветхом Завете говорится уже в Пятикнижии. (Лев 16, 29-31). В книге Левит устанавливается первый однодневный пост в Йом Кипур. Кроме того, в Ветхом Завете пост сопровождал молитву (Исх. 34,28), траур (2 Цар. 1, 12), раскаяние Пс. 34, 13), общественные нужды (Суд. 20,26). В последнем случае право устанавливать пост принадлежало старейшинам колен.
Общественные посты, действительно, длились и длятся у современных иудеев, в течение светового дня, от рассвета до появления звезд. Исключение составляет пост в честь дня траура 9 ава. Он длится от вечера до вечера. Кроме того, Священное Писание знает примеры и трехдневных и недельных постов.
Также Ветхий Завет знает и пост, похожий на христианский. Пророк Даниил 3 недели не вкушал мяса и вина (см. Дан.10,3). Также постились пророчица Анна и Иоанн Креститель.
Нужно отметить, что количество постных дней исторически менялось, как менялась и культура самого поста. Господь Иисус Христос порицает фарисейское увлечение внешними проявлениями поста (см. Мф.6, 16).
Христианство унаследовало практически все виды поста: календарный, строгий, пост, как образ жизни. Наименее распространены личный пост как поддержка молитвы в трудной ситуации и общественный пост в бедственных ситуациях.
При этом главным образцом правильного отношения к посту для нас остаются слова и действия Господа Иисуса Христа. Ветхозаветный пример здесь имеет, прежде всего, историческое и культурное значение.