Вопрос читателя:

Отче, у меня есть большой вопрос. В Откровении, 1:4 говорится о «семи духах, находящихся перед престолом Его». Мне близко здесь толкование архиепископа Аверкия, он пишет, что естественнее всего понимать, что это семь ангелов. Но другие толкователи говорят, что семь духов — это Дух Святой. В Откровении, 2:10 написано «…будете иметь скорбь дней десять». Кто-то толкует 10 дней как 10 лет, кто-то как 10 эпох, но буквально не толкует уже никто. В 20 главе говорится о заключении дьявола «доколе не окончится тысяча лет». Здесь 1000 тоже все толкуют как аллегорию на долгое продолжительное время. Для меня вот эти толкования чисел выглядят как натягивание совы на глобус. Почему так написано? В чем проблема написать вместо «семи духов» Дух Святой, раз уж так толкуют? Почему на 10 дней навешивают какое угодно объяснение, только не буквальное? Почему в 20 главе не написано «доколе не придет царство антихриста» например? Или «доколе не пройдут тысячи лет». ТысячИ, одно окончание расставило бы все на места. Разъясните, пожалуйста.

Роман

Здравствуйте, Роман!

Для понимания отношения к числам в Священном Писании стоит уяснить для себя, что отношение к цифрам во времена, когда оно писалось, сильно отличалось от того, которое мы имеем сейчас. Благодаря этим отличиям существует целая наука — библейская нумерология. При этом Библия вовсе не ребус, который требуется разгадать.

При этом важно иметь в виду, что в библейские времена числа могли иметь чисто символическое значение.

Если у Иакова было двенадцать сыновей, а от каждого, кроме Иосифа, произошло по одному колену, а от Иосифа сразу двое, Ефрем и Манассия, то это вроде бы дает нам число тринадцать. Сколько их было в каждый конкретный момент в реальности, вообще сказать трудно: например, древнейшая песнь Дефоры неожиданно упоминает среди израильских колен Махир (Суд.5:12) и Галаад (Суд.5:17), хотя не приводит почти половину названий из „стандартного списка“. А в Новом Завете времена некоторые из северных колен уже совершенно точно прекратили свое самостоятельное существование. Тем не менее, всюду в Библии мы читаем о „двенадцати коленах Израилевых“, разумеется, потому, что число двенадцать символизирует полноту Божьего народа. Именно поэтому и апостолов было двенадцать, и число избранников в книге Откровения (Откр. 7:4, 14:1, 21:17) — сто сорок четыре тысячи. т. е. двенадцать в квадрате, умноженное на тысячу.

Другой пример с числами — „три дня и три ночи“, которые Иисус провел во гробе, подобно пророку Ионе во чреве кита (Мф.12:40). На самом деле, если Он был погребен вечером в пятницу и воскрес в ночь на воскресение, то провел он там не 72 часа, а примерно 30, по нашему счету — полторы ночи и один день. Однако по иудейскому обычаю сутки начинались на закате, соответственно, он провел в могиле пятницу, субботу и воскресение, даже если от пятницы и воскресения на этот срок пришлось совсем немного — а такой срок и называется „три дня и три ночи“. Кстати, при таком способе отмерять время правление царя, которое началось в конце одного года и заняло всего лишь несколько месяцев, будет обозначено как „два года“, потому что и в том, и в другом году этот царь действительно правил».

Такое отношение к числительным связано и с древнегреческой философией, и с особым отношением к числам в Египте, Ассирии и Вавилоне, которое неизбежно проникало в иудейскую культуру. Отсюда возникло учение о символике чисел, которые обозначались буквами, то есть гематрии. Термин «гематрия» возникает в иудейских текстах во II веке по Р. Х. Однако полагаю, что святой апостол Иоанн Богослов к моменту написания Апокалипсиса, то есть к концу I века, был прекрасно знаком с символическим значением и почитанием символов чисел.

Иудейское понимание числовой символики не близко христианству, поэтому аллегорический смысл чисел Откровения мог быть частично утрачен, а, возможно, изначально был зашифрован святым апостолом иначе, не так как понимали символику чисел его современники. Поэтому поздние толкования — это не «натягивание совы на глобус», как Вы выразились, а дошедшее до нас с древних времен христианское понимание числовой символики Откровения в духе церковной традиции.

В том числе, в силу предположительности подобного переосмысления вовсе странно было бы править священный текст, подгоняя его под толкование. Именно поэтому Апокалипсис практически не читается за богослужениями и изучается подробно только в духовных академиях. На нашем сайте есть рассказ о некоторых, в том числе, цифровых символах Откровения.

Надеюсь, понимание символичности значения чисел в начале прошлого тысячелетия позволит Вам относиться к цифрам Библии так, как они толкуются Церковью и не смущаться.

Смотрите также видео с протоиереем Михаилом Самохиным:

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
6
Сохранить
Поделиться: