В эфире «Инстаграма» (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) журнала «Фома» на вопрос читателя о возникновении гордости ответил психолог Александр Ткаченко.
Я бы рассматривал развитие гордости как путь ниспровержения авторитетов. Когда человек вместо того, чтобы от других людей брать нечто полезное, ищет причины обесценить их в собственных глазах. Тут-то и оказывается, что найти недостатки в ближних можно без особых усилий, потому что у кого из обычных смертных их нет?
Гордость начинается с нездорового желания сравнить себя с другими и на основании этого сравнения возвыситься. Такое возвышение всегда влечет за собой дистанцирование, разъединение с окружающими. Потому что невозможно считать себя красивее, умнее, успешнее, талантливее других и при этом оставаться наравне c ними. Если мы видим, что наша критичность последовательно отделяет нас от одного человека, от другого, от целого коллектива — значит, пора задуматься, насколько наша самооценка адекватна.
Гордости всегда противопоставляется смирение, и, как мне кажется, одно из возможных значений данного слова — это примирение. Через смирение человек примиряется, сближается, соединяется с людьми, миром, Богом — со всеми, с кем он, возгордившись, порвал отношения, от кого отдалился.
Авва Дорофей в «Душеполезных поучениях» очень точно описал зарождение гордости. «Поистине, братия мои, знаю я одного, пришедшего некогда в сие жалкое состояние. Сначала, если кто из братии говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: “Что значит такой-то? нет никого достойного, кроме Зосимы и подобного ему”. Потом начал и сих осуждать и говорить: “Нет никого достойного, кроме Макария”. Спустя немного, начал говорить: “Что такое Макарий? нет никого достойного, кроме Василия и Григория”. Но скоро начал осуждать и сих, говоря: “Что такое Василий? и что такое Григорий? нет никого достойного, кроме Петра и Павла”. Я говорил ему: “Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать.” И поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: “Что такое Петр? и что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы”. Наконец, возгордился он и против Самого Бога и таким образом лишился ума».
Проявлением гордости, ведущей к разделению нас с людьми и Богом, как ни странно, может являться и показное гипертрофированное самоумаление. Речь не о той ситуации, когда человек здраво оценивает себя, признает свое несовершенство и видит необходимость работы над собой. Бывает, когда вместо этой работы человек просто постоянно твердит «я хуже всех», как будто подчеркивание своей «никчемности» свидетельствует о его правильном духовном настрое. Но ведь это «хуже всех» тоже содержит в себе отделение и от других людей, и от Бога, Который ждет, чтобы человек не лишил себя радости и надежды из-за своих грехов, а избавился от этих грехов с Его помощью.
Подготовила Анастасия Спирина