Вопрос читателя:
Здравствуйте! У меня трое детей: мальчик Саша 7 лет, Данила 4 г., и дочка Настенька 1,5. Сложности со старшим: когда родился Данила, он перестал слушаться. Просто ужас был: не достучаться. Кричала, порола, запугивала. Отношения плохие. В прошлом году пошел в школу — не смог учиться, оформила что пойдем через год. Занимались с психологом. Мальчик очень умный. Сложности в коллективе. Сможет ли он меня простить? Как наладить с ним отношения? Как помочь ему привыкнуть к школе? Мне просто страшно.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Я напишу строго, но потом как-то постараюсь помягче...
Когда мы покупаем новую технику, мы ведь к ней обычно инструкцию читаем, верно? И когда выбираем технику, смотрим, зачем она, как обращаться и так далее, правильно? Я знаю, что многие читают инструкции, когда вещь уже сломана, но в принципе, уверен, Вы хоть в целом представляете себе, как обращаться с купленными приборами.
Вот с детьми надо делать примерно такое же. Аналогия грубовата, но она о том, что, если Вы сама не росли в многодетной семье или если у Вас плохой опыт, Вы бы хоть почитали статьи, посмотрели бы видео, сходили бы сама к психологу на предмет того, как общаться с детьми в таких семьях! Когда рождается младший ребенок, ревность старшего — это закономерно! Никто и никогда не хочет быть старшим, кроме обществ, в которых старшинство автоматически означает увеличение прав (не обязанностей! они никого не привлекают) и гарантию получения наследства. И когда в семье появляется младенец, для старшего это конкурент, потому что родительская любовь достается теперь младшенькому, а с него, старшего, требуют какой-то разумности, понимания итак далее... А какая разумность, если там сам еще ребенок? Хоть в три года, хоть в семь лет, хоть даже в 10 и 11 старший будет протестовать и станет снова вести себя как малыш, чтобы получить родительскую любовь. Это такая прописная истина, что ее просто необходимо знать, что называется, отправляясь за вторым в роддом. И задача родителей — окружить старшего любовью, дать ему прочувствовать не только его взрослость (хотя какая там взрослость была у Вашего в три года!), но и его детскость! Дать на опыте понять, что детства его никто у него не отнимет, что он по-прежнему мамин малыш, что он любимый, что он может прийти и у мамы на коленях свернуться, что папа поднимет его на руки и поднесет посмотреть что-то, он он сам не видит, что и ему дадут лучший кусочек за ужином или за десертом и что ему купят игрушку, которой он не будет делиться с младшим, потому что она — его! И он имеет на нее право. Вы ведь не делитесь одеждой с подружками, правильно, если не хотите? Вот так и он.
И если Вы не готовили его к рождению братика, если не убеждали раз за разом, что Вам можно верить, что Вы любите, что он Ваш малыш, неудивительно, что он перестал слушаться. У него просто не было другого инструмента пояснить Вам, что он сам еще малыш. Понимаете?
Психологические проблемы, возможно, отсюда же.
Что делать? Вам осознать себя как мать и старшую. К психологу Вам надо самой походить, чтобы научиться строить отношения с самой собой и с другими людьми в целом. Я серьезно: начнете с себя — меньше вопросов будет о том, как быть с другими — мамой, подружками, мужем, детьми. Тогда уже станет понято, чем именно заниматься со старшим и как помочь ему адаптироваться к школе. Если у Вас самой нет сил, если Вы не очень понимаете себя, Вам сложно будет что-то выстроить и с ребенком.
Если же кратко и в общих чертах — я Вам советую почитать статьи об адаптации ребенка к школе и попробовать следовать советам психолога. Я тут не специалист и шаг за шагом инструкцию написать не смогу, простите.
Какие-то тексты есть на «ФОМЕ», например:
Что делать, если ребенок семи лет огрызается?
10 родительских ожиданий от школы и школьная реальность
Как выбрать школу?
С Богом!