Вопрос читателя:

С детства хожу в церковь, но только недавно покаялась. Сейчас не могу понять, как ощущать Бога и как с Ним говорить. Каждый раз тема о близких отношениях с Ним пробирает на слезы, потому что не могу понять, как это чувствовать. Я прекрасно понимаю, что мне не хватает терпения и что я слишком всё утрирую, но я чувствую себя какой-то неправильной из-за этого. Каждая моя молитва — не радость, спокойствие и облегчение, а слезы, укорение себя и сомнения. Что посоветуете делать? Как поступать?

Лена

Ответ священника:

Дорогая Лена!

Вы знаете, молитва — это далеко не всегда радость. Это бывает, и часто бывает очень тяжелый труд, когда человек, превозмогая свои старые привычки, лень, косность, какие-то препоны, которые внутренне ему подкидывает лукавый, все-таки старается прорваться сквозь это все и возопить к Богу. Может показать, что Господь нас не слышит — но нет, Он слышит каждый Ваш (и мой, и любого человека) вздох, видит и чувствует каждую слезинку, но бывает так, что состояние человека, особенно если до этого он долгое время жил совсем не как христианин, как бы утягивает его назад, не дает спокойно встать перед Богом и поговорить с Ним.

Я не думаю, что нужно как-то особенно понимать Бога или ощущать его. Вы ведь наверняка любили в своей жизни? Или, по крайней мере, дружили с кем-то? Как описать, что такое любовь, дружба, что это — когда человек тебе дорог? Теоретически подходить к этому вопросу практически бесполезно. Мы можем читать книги, смотреть видео, слушать песни про чужой опыт любви или дружбы, но понимаем об этом только когда сами переживем встречу с человеком. У всех она случается в свое время: у кого-то в школе, у кого-то в техникуме или вузе, а кто-то встречает дорогих, близких по духу и надежных друзей уже начав работать или проработав какое-то время, с любовью вообще все очень по-своему у каждого человека. И потом, пережив это чувство, построив дружбу, мы можем понимать, что да, описанный другими людьми опыт релевантен нашему. Можно ли вызывать в себе искусственно ощущение дружбы или любовь, пока человека нет? Это будет что-то искусственное. Думаю, примерно то же самое и с богообщением.

Я бы посоветовал Вам пока что самообвинение оставить, это совершенно бессмысленное и бесполезное дело. Одно дело — если речь о покаянии, если Вы поняли, что тут, тут и вот там поступали неправильно, теперь живете по-новому — но так обидно и горько, что вот тогда Вы совершили ошибки! Это естественное переживание, но и то на нем не стоит долго задерживаться: осознали — раскаялись — дальше живем по-новому. Но если Вы молитесь с ощущением «а вот я не чувствую того, что надо», это бессмысленно, потому что в Вас пока еще нет ощущения того, как надо, потому что еще не было для него возможности и времени. И за что себя укорять? Это как если бы пятиклассник ругал себя по поводу того, что он ничего не понимает в интегралах... но ведь он до них еще просто не дошел и ему нормально заниматься тем, что сейчас актуально именно для его возраста и класса.

Что же актуально для Вас? Так как Вы, как пишете, недавно покаялись (я не понимаю, как это может быть, если воцерковлены Вы с детства — но ладно, мало ли как бывает), наверное, можно сказать, что Вы недавно начали осмысленное воцерковление. Слава Богу, поздравляю Вас с этим! Вот этим и нужно заниматься и воспринимать себя — совершенно резонно — как человека, который совершает в храме буквально первые шаги. Читайте утренние и вечерние молитвы, что непонятно — смотрите в словаре церковнославянского языка или спрашивайте у священника.

В воскресенье старайтесь молиться на Божественной литургии. Будет очень полезно иметь перед глазами ее текст (например, в телефоне или на планшете, хотите — купите в книге), а дома изучить структуру литургии (последование) с пояснениями, чтобы понимать, что сейчас происходит в храме, причем понимать и текст, и символическое значение того, что совершается. То же самое сделать с вечерней и с утреней. Это все не сразу, постепенно. Вам нужно заново познакомиться со своей верой — уже по-взрослому. Со священником, которому Вы будете регулярно исповедоваться, нужно обсудить вопрос Вашего, можно сказать, воцерковления, чтобы он подсказал, на что обратить внимание. Исповедоваться крайне желательно не реже раза в месяц, так же и причащаться, если есть благословение и нет никакой епитимьи. Все эти шаги, молитва, Таинства уже будут сильно и заметно менять Вас изнутри, Вы будете меняться под действием благодати Божией, потому что как раз в молитвах и особенно в Таинствах мы ее призываем на себя и обильно черпаем. Только не спрашивайте себя, ощущаете Вы ее или нет, потому что ощущения меняются со временем и обманчивыми могут быть. Просто знайте, что во всем этом она есть, потому что Вы приближаетесь к Богу.

Приближаетесь Вы к нему и в добрых делах, милостынях, и в той внутренней работе, которую начали осуществлять над своей. Помоги Вам Господь!

Что касается того, как нужно обращаться к Богу — искренне и с открытым сердцем, зная и будучи твердо уверенной в том, что Он Вас любит, видит, понимает и сделает то, что будет на пользу Вашей душе в вечности.

С Богом!

Смотрите также:

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
9
Сохранить
Поделиться: