
Приблизительное время чтения: 1 мин.

В самом распространенном представлении икона — это изображение на доске, написанное по соответствующим канонам. Но ограничено ли искусство иконописи таким форматом?
Мы смотрим на фреску в храме, с изображением одного из церковных праздников, — и видим икону. Берем в руки деревянную дощечку, на которой искусно вырезаны лики Богородицы и Младенца Христа, — и это тоже икона. Иконы на холстах и бумаге, иконы из дерева и камня, росписи на стенах, мозаики и витражи.
Материал, который берет мастер, и техника, в которой он работает, могут быть совершенно разными. Но произведение, которое получается в итоге, — все равно икона, если оно создано по иконописным канонам, которые определены и не могут быть нарушены; и если впоследствии икона освящена в храме. У иконописи — многовековая история и устоявшиеся традиции. И при этом в ней есть пространство для индивидуального творчества мастера, свобода выбрать, как и какими средствами он воссоздаст в материальном мире мир нематериальный, горний, Божественный.
ответственность перед Богом за свое творчество, потому что икона не просто произведение искусства: икона способствует встрече человека с Господом.
Добрый день. Такой ответ совершенно бесполезен для обычного человека, видящего какое либо изображение с религиозным мотивом и пытающегося понять - икона перед ним, или нет.
Даже среди людей, которые занимаются иконописью, идут постоянные споры о том, что такое икона. Особенно много спорят об иконописных канонах - что это такое и существуют ли они вообще. Это просто традиция, которую можно модифицировать, или это нечто, закрепленное решениями Соборов, например.
Я понимаю сложность темы, но это не оправдывает такой невнятный по сути, хотя и верный формально, ответ. И, кстати, обязательность освящения иконы в храме разве где-то закреплена? Разве это не просто сложившаяся практика?
Хорошо бы увидеть в журнале большую внятную статью на тему иконописных канонов. Спасибо.