В самом распространенном представлении икона — это изображение на доске, написанное по соответствующим канонам. Но ограничено ли искусство иконописи таким форматом?
Мы смотрим на фреску в храме, с изображением одного из церковных праздников, — и видим икону. Берем в руки деревянную дощечку, на которой искусно вырезаны лики Богородицы и Младенца Христа, — и это тоже икона. Иконы на холстах и бумаге, иконы из дерева и камня, росписи на стенах, мозаики и витражи.
Материал, который берет мастер, и техника, в которой он работает, могут быть совершенно разными. Но произведение, которое получается в итоге, — все равно икона, если оно создано по иконописным канонам, которые определены и не могут быть нарушены; и если впоследствии икона освящена в храме. У иконописи — многовековая история и устоявшиеся традиции. И при этом в ней есть пространство для индивидуального творчества мастера, свобода выбрать, как и какими средствами он воссоздаст в материальном мире мир нематериальный, горний, Божественный.
ответственность перед Богом за свое творчество, потому что икона не просто произведение искусства: икона способствует встрече человека с Господом.