Вопрос читателя:
Здравствуйте.
Я выросла в очень религиозном окружении: постоянные молитвы дома, обучение в православной гимназии, но с возрастом стала отходить от Церкви. Как человек, получивший религиоведческое образование, я знаю почти всю теорию Православия, но, как личность, чувствую затруднение перед посещением богослужения, тем более не хожу на исповедь и причастие, ведь я совсем не раскаиваюсь в содеянных грехах, а будущее воздаяние заставляет только ценить короткие моменты земной жизни и не отказываться от их радостей.
Сейчас я беременна вторым ребёнком, скоро время родов и единственное чувство, которое я испытываю к Богу — угрюмый страх: дескать, да, я грешна, да Ты можешь меня наказать через близких, но я не приближусь к Тебе, а ожесточусь, забившись в угол.
И да, мне кажется, что я в принципе не умею любить. Я испытываю страх за близких, но, скорее всего, потому что боюсь не ощутить никаких эмоций.
В чём вопрос? А в том, что такая духовная пустота есть у многих, и как же нам, неверующим, её заполнить?
Анна
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Уважаемая Анна, позвольте поздравить Вас со второй беременностью и в первую очередь пожелать, чтобы и Вы были здоровы, и беременность прошла, Богу содействующу, хорошо, и ребенок родился здоровым, Вам на радость и рос хорошо и благополучно.
Наша вера — это не теория, это практика. Мне очень жаль, что в Вашей семье получилось так, что вера стала для Вас чем-то навязанным и внешним и что, когда Вы начали взрослеть, у Вас не получилось выстроить самого главного — отношений с Богом. Но сделать это не поздно в любом возрасте.
Знать о вере в теории, но не практиковать ее, то есть не практиковать те способы отношений с собой и с миром, которые соответствуют замыслу Божиему о человеке — это не то. Это значит не реализовывать на практике свое человеческое предназначение в высшем и самом прямом смысле этого слова — как достижение святости, то есть такого состояния души, при котором она свободна от всего лишнего, наполнена миром и любовью. Речь не о внешних проявлениях благочестия и воспитанности, а о внутреннем, когда мир и любовь составляет ее естественное наполнение и жизнь.
Ограничиваться только теорией о вере — это все равно что знать о любви в теории, но не любить, или все время читать о чем-то, но так этого и не попробовать. Вся теория в гимназиях, семинариях и на богословских факультетах изучалась только для того, чтобы человек мог правильно реализовывать себя на практике, жить в высшем смысле слова по-человечески, то есть не противореча своему предназначению. А предназначение у нас, как известно, от Бога, ведь Он нас создал, причем по Своему образу и подобию. Чтобы его реализовывать, нужно его знать. И далее применять на практике.
Бог — это любовь. И это не просто тезис, Анна, это суть. И меньше всего Он жаждет человека наказать (в смысле покарать). Бог создал человека для любви и, единственного из всех живых существ — с потенциальной возможностью быть с Богом в единстве, которое как раз и наполняет душу любовью и светом. Это то самое состояние, о котором Вы должны были читать в рамках курса по религиоведению и о котором так вдохновенно писали святитель Григорий Палама и другие святые. Они из своего личного опыта знали, что это такое. Все труды по аскетике, все правила жизни — это описания пути, которым можно прийти к такому состоянию, так очистить свою душу от всего лишнего, чтобы она стала, по сути, собой, без ненужных наслоений, без искажений. И главное в этом пути — то, как святые относились к себе и к другим людям, что ими двигало, а конкретные выражения этого на практике, конечно, будут в чем-то отличаться для каждого человека с учетом конкретных обстоятельств его жизни, например, для монахов и мирян.
Грех — это не просто нарушение какого-то правила, за которое следует наказание. Бог — не карающий, Он любящий. Грех — это все то, что искажает душу, вредит человеку, не дает ему быть собой, не дает ему реализовываться в полной мере, мешает наполняться любовью и миром и создает внутри холод, боль, терзания, потому что ранит нашу душу, и она болит. Слово «грех» — Вы это знаете, как религиовед, — переводится на русский «промах», «ошибка». Нельзя жить и не ошибаться. Зная это, понимая, что со своей свободной волей любой человек может ошибаться очень сильно и много, Бог сделал для людей возможность эти ошибки исправлять, дал Таинство исповеди. Исповедь — это не карательная мера, это практика, которую Господь для нас создал, чтобы мы могли реально очищать свою душу от грехов, наших ошибок, и их последствий, лечить ее, заживлять нанесенные душе раны с помощью Благодати Божией. Причастие — это возможность уже сейчас, даже в далеко не совершенном состоянии, соединяться с Богом, питаться от Него, наполняться, опять же, благодатью — той силой, которая дает жить, дает воспринимать мир и себя трезво, не искаженно, прямо, точно, ясно. Я бы не советовал лишать себя этих двух возможностей, зачем? Ведь это такое богатство, превосходящее все возможное на земле!
Когда Вы делаете что-то неправильно, Вы, конечно же, болеете и мучаетесь внутри, и любящий Господь с болью смотрит на Ваши страдания. Но, уважая Вашу свободу воли, Он не неволит Вас в том, чтобы Вы пришли к Нему, и оставляет Вас в Вашей свободе. И что Вы в ней выбираете? Получается, Вы выбираете все дальше и дальше уходить от любви Божией, от Источника Жизни и, вместо того, чтобы идти к нему и выравнивать свою душу, заботиться о ней и очищать ее, все больше и больше наносите ей, т.е. сама же себе, ран, а от лекарства категорически отказываетесь.
Откуда в людях такие искаженные понятия о Боге и таинствах? От лукавого. Лукавый очень умело подтасовывает факты, чтобы сбить человека с правильных представлений — а дальше уже сам человек идет по неправильному пути. И вот уже люди, вместо того, чтобы брать информацию от тех, кто реально знал или знает, каков Господь — от святых — выдумывают себе собственного Бога по своему образу и подобию — понятного, удобного... но не имеющего общего с реальностью или имеющего это общее лишь частично. Человек становится как Пизанская башня (и много других подобных башен): несколько камней в основании положены криво — и вот уже вся конструкция наклоняется в сторону и вот-вот упадет. Каким-то чудом она не падает, но многие такие башни рухнули. Есть хорошая книга «Письма Баламута» Клайва Стейплза Льюиса, в которой он очень подробно, в юмористической и художественной манере описывает, как действует лукавый. Посмотрите ее, если не читали раньше.
Вы задали очень серьезный и хороший вопрос. Как заполнить эту пустоту? Начать самой разбираться с тем, кто такой человек и Кто Такой Бог, Каков Бог, для чего нужна Церковь, что есть в человеке, какие есть ловушки наших собственных мыслей и представлений, что именно Вам мешает про все это почитать, поспрашивать у тех, кому Вы доверяете, и уже не со слов родителей и учителей из детства, а из собственного опыта понять, что такое отношения с Богом, молитвы, Таинства. Только собственный осознанный взрослый поиск ответов на эти вопросы с доверием к Богу — Вы ведь не рабыня Ему, Вы дочь Ему, так как все люди — дети Божии — вернет Вашу душу в ее нормальное и естественное состояние и она получит возможность наполниться тем, чем должна быть.
Вы пока что убегаете от правды. Может быть, сейчас пришло время с ней разобраться.
Попробуйте дома начать молиться Богу своими словами, высказать Ему все, что Вам не понятно: «Господи, вот этого не понимаю этого и этого, вот этого боюсь, вот это прочитала в православной книге когда-то — не понимаю и не принимаю, помоги разобраться! Вот так мне о Тебе кажется, Ты правда такой или нет?». Честно, искренне. Это серьезное дело, разом со всеми вопросами не разберешься, тем более, беременность — такое особое состояние... но Вы начните потихоньку. Присмотритесь к священникам и попробуйте поговорить с теми, кто Вам чем-то приглянется, так постепенно найдете, кому сможете лично задавать вопросы уже конкретно о Вас. Только не уходите в теорию: должна быть практика.
Помоги Вам Бог!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.