Как неверующему заполнить духовную пустоту?

Вопрос читателя:

Здравствуйте.
Я выросла в очень религиозном окружении: постоянные молитвы дома, обучение в православной гимназии, но с возрастом стала отходить от Церкви. Как человек, получивший религиоведческое образование, я знаю почти всю теорию Православия, но, как личность, чувствую затруднение перед посещением богослужения, тем более не хожу на исповедь и причастие, ведь я совсем не раскаиваюсь в содеянных грехах, а будущее воздаяние заставляет только ценить короткие моменты земной жизни и не отказываться от их радостей.

Сейчас я беременна вторым ребёнком, скоро время родов и единственное чувство, которое я испытываю к Богу — угрюмый страх: дескать, да, я грешна, да Ты можешь меня наказать через близких, но я не приближусь к Тебе, а ожесточусь, забившись в угол.
И да, мне кажется, что я в принципе не умею любить. Я испытываю страх за близких, но, скорее всего, потому что боюсь не ощутить никаких эмоций.
В чём вопрос? А в том, что такая духовная пустота есть у многих, и как же нам, неверующим, её заполнить?

Анна

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Зачем апостолам меч?

Добрый день!

Уважаемая Анна, позвольте поздравить Вас со второй беременностью и в первую очередь пожелать, чтобы и Вы были здоровы, и беременность прошла, Богу содействующу, хорошо, и ребенок родился здоровым, Вам на радость и рос хорошо и благополучно.

Наша вера — это не теория, это практика. Мне очень жаль, что в Вашей семье получилось так, что вера стала для Вас чем-то навязанным и внешним и что, когда Вы начали взрослеть, у Вас не получилось выстроить самого главного — отношений с Богом. Но сделать это не поздно в любом возрасте.

Знать о вере в теории, но не практиковать ее, то есть не практиковать те способы отношений с собой и с миром, которые соответствуют замыслу Божиему о человеке — это не то. Это значит не реализовывать на практике свое человеческое предназначение в высшем и самом прямом смысле этого слова — как достижение святости, то есть такого состояния души, при котором она свободна от всего лишнего, наполнена миром и любовью. Речь не о внешних проявлениях благочестия и воспитанности, а о внутреннем, когда мир и любовь составляет ее естественное наполнение и жизнь.

Ограничиваться только теорией о вере — это все равно что знать о любви в теории, но не любить, или все время читать о чем-то, но так этого и не попробовать. Вся теория в гимназиях, семинариях и на богословских факультетах изучалась только для того, чтобы человек мог правильно реализовывать себя на практике, жить в высшем смысле слова по-человечески, то есть не противореча своему предназначению. А предназначение у нас, как известно, от Бога, ведь Он нас создал, причем по Своему образу и подобию. Чтобы его реализовывать, нужно его знать. И далее применять на практике.

Бог — это любовь. И это не просто тезис, Анна, это суть. И меньше всего Он жаждет человека наказать (в смысле покарать). Бог создал человека для любви и, единственного из всех живых существ — с потенциальной возможностью быть с Богом в единстве, которое как раз и наполняет душу любовью и светом. Это то самое состояние, о котором Вы должны были читать в рамках курса по религиоведению и о котором так вдохновенно писали святитель Григорий Палама и другие святые. Они из своего личного опыта знали, что это такое. Все труды по аскетике, все правила жизни — это описания пути, которым можно прийти к такому состоянию, так очистить свою душу от всего лишнего, чтобы она стала, по сути, собой, без ненужных наслоений, без искажений. И главное в этом пути — то, как святые относились к себе и к другим людям, что ими двигало, а конкретные выражения этого на практике, конечно, будут в чем-то отличаться для каждого человека с учетом конкретных обстоятельств его жизни, например, для монахов и мирян.

Грех — это не просто нарушение какого-то правила, за которое следует наказание. Бог — не карающий, Он любящий. Грех — это все то, что искажает душу, вредит человеку, не дает ему быть собой, не дает ему реализовываться в полной мере, мешает наполняться любовью и миром и создает внутри холод, боль, терзания, потому что ранит нашу душу, и она болит. Слово «грех» — Вы это знаете, как религиовед, — переводится на русский «промах», «ошибка». Нельзя жить и не ошибаться. Зная это, понимая, что со своей свободной волей любой человек может ошибаться очень сильно и много, Бог сделал для людей возможность эти ошибки исправлять, дал Таинство исповеди. Исповедь — это не карательная мера, это практика, которую Господь для нас создал, чтобы мы могли реально очищать свою душу от грехов, наших ошибок, и их последствий, лечить ее, заживлять нанесенные душе раны с помощью Благодати Божией. Причастие — это возможность уже сейчас, даже в далеко не совершенном состоянии, соединяться с Богом, питаться от Него, наполняться, опять же, благодатью — той силой, которая дает жить, дает воспринимать мир и себя трезво, не искаженно, прямо, точно, ясно. Я бы не советовал лишать себя этих двух возможностей, зачем? Ведь это такое богатство, превосходящее все возможное на земле!

Когда Вы делаете что-то неправильно, Вы, конечно же, болеете и мучаетесь внутри, и любящий Господь с болью смотрит на Ваши страдания. Но, уважая Вашу свободу воли, Он не неволит Вас в том, чтобы Вы пришли к Нему, и оставляет Вас в Вашей свободе. И что Вы в ней выбираете? Получается, Вы выбираете все дальше и дальше уходить от любви Божией, от Источника Жизни и, вместо того, чтобы идти к нему и выравнивать свою душу, заботиться о ней и очищать ее, все больше и больше наносите ей, т.е. сама же себе, ран, а от лекарства категорически отказываетесь.

Откуда в людях такие искаженные понятия о Боге и таинствах? От лукавого. Лукавый очень умело подтасовывает факты, чтобы сбить человека с правильных представлений — а дальше уже сам человек идет по неправильному пути. И вот уже люди, вместо того, чтобы брать информацию от тех, кто реально знал или знает, каков Господь — от святых — выдумывают себе собственного Бога по своему образу и подобию — понятного, удобного... но не имеющего общего с реальностью или имеющего это общее лишь частично. Человек становится как Пизанская башня (и много других подобных башен): несколько камней в основании положены криво — и вот уже вся конструкция наклоняется в сторону и вот-вот упадет. Каким-то чудом она не падает, но многие такие башни рухнули. Есть хорошая книга «Письма Баламута» Клайва Стейплза Льюиса, в которой он очень подробно, в юмористической и художественной манере описывает, как действует лукавый. Посмотрите ее, если не читали раньше.

Вы задали очень серьезный и хороший вопрос. Как заполнить эту пустоту? Начать самой разбираться с тем, кто такой человек и Кто Такой Бог, Каков Бог, для чего нужна Церковь, что есть в человеке, какие есть ловушки наших собственных мыслей и представлений, что именно Вам мешает про все это почитать, поспрашивать у тех, кому Вы доверяете, и уже не со слов родителей и учителей из детства, а из собственного опыта понять, что такое отношения с Богом, молитвы, Таинства. Только собственный осознанный взрослый поиск ответов на эти вопросы с доверием к Богу — Вы ведь не рабыня Ему, Вы дочь Ему, так как все люди — дети Божии — вернет Вашу душу в ее нормальное и естественное состояние и она получит возможность наполниться тем, чем должна быть.

Вы пока что убегаете от правды. Может быть, сейчас пришло время с ней разобраться.

Попробуйте дома начать молиться Богу своими словами, высказать Ему все, что Вам не понятно: «Господи, вот этого не понимаю этого и этого, вот этого боюсь, вот это прочитала в православной книге когда-то — не понимаю и не принимаю, помоги разобраться! Вот так мне о Тебе кажется, Ты правда такой или нет?». Честно, искренне. Это серьезное дело, разом со всеми вопросами не разберешься, тем более, беременность — такое особое состояние... но Вы начните потихоньку. Присмотритесь к священникам и попробуйте поговорить с теми, кто Вам чем-то приглянется, так постепенно найдете, кому сможете лично задавать вопросы уже конкретно о Вас. Только не уходите в теорию: должна быть практика.

Помоги Вам Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (22 голосов, средняя: 4,73 из 5)
Загрузка...
11 декабря 2019
Поделиться:

    Загрузить ещё