Как можно не заботиться о том, что есть и пить? - Православный журнал «Фома»
Как можно не заботиться о том, что есть и пить?
Фото Gardie Design & Social Media Marketing on Unsplash

Как можно не заботиться о том, что есть и пить?

4 мин.
iframe
Код скопирован

Вопрос читателя:

Батюшка, здравствуйте. Я не понимаю как это — не заботиться о том что есть и пить и одеваться, если Сам Иисус ходил не в рубище и работал, а апостол Павел говорил, кто не работает тот пусть и не ест?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение!

Когда Вы не понимаете то или иное место из Священного Писания, стоит посмотреть толкования святых отцов и современных исследований, чтобы прояснить для себя смысл непонятного фрагмента. Бывает, что фразу нужно понимать буквально, нередко случается, что в Библии нам дается вектор правильного понимания и отношения к типичной ситуации, принцип жизни, а уж как его применять в своей собственной практике, зависит от конкретных обстоятельств и в первую очередь Вашего внутреннего состояния.

Вот как трактует заинтересовавшее Вас место архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):

«Ну а ссылки на не трудящихся птиц, на полевые цветы и великолепие Соломона, как уже говорилось, конечно, не оправдывают лени и безделья, но предостерегают и от суетной активности, и от парализующего страха перед будущим. Отсюда и призыв „не заботьтесь, не беспокойтесь!“. Реалистически мыслящий человек трезво сознает, что его неизбежным концом на земле будет смерть: ведь люди — как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут (Пс. 36:2).

Поэтому человеку следует полагаться не на обманчивые земные опоры и гарантии, которые суть идолы. Таково фатальное свойство языческого мировоззрения. „Всего этого ищут язычники“. Человек разумный свою надежду возлагает не на идолов, но на Отца Небесного, на Его конечный дар жизни в воскресении и на Его грядущее Царствие».

Как видите, основной принцип состоит в том, чтобы не предаваться заботам о бытовой стороне жизни чрезмерно и тем более не сводить всю свою жизнь именно к этим хлопотам.

О том же, но более пространно, писал святой Марк Подвижник, отмечая, что человеку важно понимать иерархию потребностей и отделять главное от второстепенного. Причем всю свою жизнь (об этом говорят и другие толкователи) строить на основе веры Богу, доверия к Нему и упования на Него. То есть понимать, что не все зависит от нас, но многое от Бога и что важно, если мы следуем на Ним, полагаться на Него, ведь Он нас любит и не оставит:

«Господь наш, зная, что молитва всему придает твердость, сказал: Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?... ищите же прежде Царства Божия.., и это все приложится вам (Мф. 6:31-33). Тем самым Он призывает нас к великой вере. Человек, который отринул заботу о временном и забыл о всякой нужде, не может не верить только Господу, мысля о вечных благах! Господь прямо сказал, что верный в малом и в великом верен. Господь и здесь показал Свое человеколюбие.

Зная, что нам необходимо каждый день проявлять заботу о своей плоти, Он не стал отрицать ежедневных попечений и, отдав нам в распоряжение день сегодняшний, велел весьма боголепно не заботиться о завтрашнем дне. Ведь невозможно, будучи плотскими человеками, полностью пренебречь телесными нуждами. Можно сократить многие заботы до ничтожных благодаря молитве и воздержанию, но полностью оставить их невозможно. Тот, кто хочет прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13), по слову Писания, не должен предпочитать молитве все служения, так же, как и без нужды как заблагорассудится принимать служения. Служения приходят к нам по необходимости и по промыслу Божию: не нужно от них отворачиваться и отвергать их, ссылаясь на время молитвы. Напротив, нужно знать, что все служения нельзя свести к молитве и путать с ней, а промыслу Божьему нужно работать без пререканий. Тот, кто мыслит иначе, расходится с Писанием.

Нельзя противопоставлять одну заповедь другой, но нужно знать, что все заповеди содержат друг друга. Как велел нам пророк, нужно выполнять все заповеди как единое домостроительство Божие (См.: Пс. 118:128). Необходимые служения, данные нам по домостроительству Божию, нужно принимать как должное, а от неуместных занятий отказываться, предпочитая им молитву, особенно если эти занятия ведут к большим издержкам и росту доходов.

Господь велит нам сократить наши занятия и оставить заботу о материальном, чтобы и наш помысел оградить от мечтаний. А когда мы ограничиваем наш помысел, тогда освобождается место для чистой молитвы и бывает явлена вера во Христа. Если кто по маловерию или какой еще немощи не может это творить, то пусть упрекнет себя по истине и по силам стяжает добродетель, раскаявшись в своем пока еще духовном младенчестве. Лучше дать отчет Богу за наши упущения, чем за заблуждения и надменность.

Кроме всего прочего, сказано, что мы нуждаемся в даре различения, подаваемом от Бога. Мы должны знать, когда и какое занятие нам следует предпочесть молитве. А то каждый человек занимается своим любимым делом и думает — он делает то, что нужно и даже не предполагает: чтобы угодить Богу, нельзя судить о вещах по себе. Наше суждение затрудняется тем, что необходимые заповеди не ко всему подходят и не всегда все вместе применяются, но одни заповеди нужно предпочесть другим в данное время, а в другое поступить наоборот. Ведь никакое служение не совершается постоянно, но каждое в свое время».

С Богом!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (18 голосов, средняя: 5,00 из 5)
    Загрузка...
    11 февраля 2023
    Поделиться:

      Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь