Вопрос читателя:

Батюшка, здравствуйте. Я не понимаю как это — не заботиться о том что есть и пить и одеваться, если Сам Иисус ходил не в рубище и работал, а апостол Павел говорил, кто не работает тот пусть и не ест?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение!

Когда Вы не понимаете то или иное место из Священного Писания, стоит посмотреть толкования святых отцов и современных исследований, чтобы прояснить для себя смысл непонятного фрагмента. Бывает, что фразу нужно понимать буквально, нередко случается, что в Библии нам дается вектор правильного понимания и отношения к типичной ситуации, принцип жизни, а уж как его применять в своей собственной практике, зависит от конкретных обстоятельств и в первую очередь Вашего внутреннего состояния.

Вот как трактует заинтересовавшее Вас место архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):

«Ну а ссылки на не трудящихся птиц, на полевые цветы и великолепие Соломона, как уже говорилось, конечно, не оправдывают лени и безделья, но предостерегают и от суетной активности, и от парализующего страха перед будущим. Отсюда и призыв „не заботьтесь, не беспокойтесь!“. Реалистически мыслящий человек трезво сознает, что его неизбежным концом на земле будет смерть: ведь люди — как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут (Пс. 36:2).

Поэтому человеку следует полагаться не на обманчивые земные опоры и гарантии, которые суть идолы. Таково фатальное свойство языческого мировоззрения. „Всего этого ищут язычники“. Человек разумный свою надежду возлагает не на идолов, но на Отца Небесного, на Его конечный дар жизни в воскресении и на Его грядущее Царствие».

Как видите, основной принцип состоит в том, чтобы не предаваться заботам о бытовой стороне жизни чрезмерно и тем более не сводить всю свою жизнь именно к этим хлопотам.

О том же, но более пространно, писал святой Марк Подвижник, отмечая, что человеку важно понимать иерархию потребностей и отделять главное от второстепенного. Причем всю свою жизнь (об этом говорят и другие толкователи) строить на основе веры Богу, доверия к Нему и упования на Него. То есть понимать, что не все зависит от нас, но многое от Бога и что важно, если мы следуем на Ним, полагаться на Него, ведь Он нас любит и не оставит:

«Господь наш, зная, что молитва всему придает твердость, сказал: Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?... ищите же прежде Царства Божия.., и это все приложится вам (Мф. 6:31-33). Тем самым Он призывает нас к великой вере. Человек, который отринул заботу о временном и забыл о всякой нужде, не может не верить только Господу, мысля о вечных благах! Господь прямо сказал, что верный в малом и в великом верен. Господь и здесь показал Свое человеколюбие.

Зная, что нам необходимо каждый день проявлять заботу о своей плоти, Он не стал отрицать ежедневных попечений и, отдав нам в распоряжение день сегодняшний, велел весьма боголепно не заботиться о завтрашнем дне. Ведь невозможно, будучи плотскими человеками, полностью пренебречь телесными нуждами. Можно сократить многие заботы до ничтожных благодаря молитве и воздержанию, но полностью оставить их невозможно. Тот, кто хочет прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13), по слову Писания, не должен предпочитать молитве все служения, так же, как и без нужды как заблагорассудится принимать служения. Служения приходят к нам по необходимости и по промыслу Божию: не нужно от них отворачиваться и отвергать их, ссылаясь на время молитвы. Напротив, нужно знать, что все служения нельзя свести к молитве и путать с ней, а промыслу Божьему нужно работать без пререканий. Тот, кто мыслит иначе, расходится с Писанием.

Нельзя противопоставлять одну заповедь другой, но нужно знать, что все заповеди содержат друг друга. Как велел нам пророк, нужно выполнять все заповеди как единое домостроительство Божие (См.: Пс. 118:128). Необходимые служения, данные нам по домостроительству Божию, нужно принимать как должное, а от неуместных занятий отказываться, предпочитая им молитву, особенно если эти занятия ведут к большим издержкам и росту доходов.

Господь велит нам сократить наши занятия и оставить заботу о материальном, чтобы и наш помысел оградить от мечтаний. А когда мы ограничиваем наш помысел, тогда освобождается место для чистой молитвы и бывает явлена вера во Христа. Если кто по маловерию или какой еще немощи не может это творить, то пусть упрекнет себя по истине и по силам стяжает добродетель, раскаявшись в своем пока еще духовном младенчестве. Лучше дать отчет Богу за наши упущения, чем за заблуждения и надменность.

Кроме всего прочего, сказано, что мы нуждаемся в даре различения, подаваемом от Бога. Мы должны знать, когда и какое занятие нам следует предпочесть молитве. А то каждый человек занимается своим любимым делом и думает — он делает то, что нужно и даже не предполагает: чтобы угодить Богу, нельзя судить о вещах по себе. Наше суждение затрудняется тем, что необходимые заповеди не ко всему подходят и не всегда все вместе применяются, но одни заповеди нужно предпочесть другим в данное время, а в другое поступить наоборот. Ведь никакое служение не совершается постоянно, но каждое в свое время».

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: