Новый микрорайон на юге Москвы, недалеко от кольцевой автодороги. Здесь, в одной из высоток, в трехкомнатной квартире и живут подопечные Свято-Софийского социального дома, пожелавшие жить отдельно.

Квартира сопровождаемого проживания — новый проект Свято-Софийского социального дома. Идея таких квартир появилась несколько лет назад как альтернатива существующим ПНИ, в которых проживают люди с ментальными ограничениями и особенностями развития. Она заключается в том, что такие люди могут жить в обычных домах или квартирах вполне самостоятельно, если им оказать минимальную поддержку со стороны. Для каждого человека очень важно чувствовать себя независимым, способным в сложной жизненной ситуации принимать решение, совершать поступки, за которые несешь личную ответственность. В ПНИ обычно осуществляется полный уход и люди полностью лишены самостоятельности.

21 ребенок с множественными нарушениями развития в марте 2015 года переехал в Свято-Софийский социальный дом из обычного детского дома. «Ребята стали взрослеть, и мы поняли, что кто-то из них может жить самостоятельно, — говорит заместитель директора Домика, как его называют обитатели, Светлана Панасик, — мы стали думать, как приблизить их жизнь к семейным условиям. Все-таки обстановка в Домике больше похожа на детский дом, а когда появляется своя квартира, появляется свое личное пространство — там складывается все по другому».

В Домике в настоящий момент проживают достаточно взрослые ребята и девушки, которые, по мнению воспитателей, могут, да и хотят жить самостоятельно. Но сделать это по многим причинам долгое время не получалось. И лишь недавно благодаря средствам, полученным по гранту фонда Президентский грантов, удалось осуществить задуманное. Была арендована квартира, и вот первые ее жильцы отправились в самостоятельное плавание.

«Мы очень волновались, — говорит Светлана, — думали, они будут скучать по Домику, по тем, кто там остался. Но все получилось сверх наших ожиданий. Они хорошо устроились и у них такая теплая обстановка. Пока, Слава Богу, все хорошо».

Сегодня здесь проживают четыре человека — Катя, Фируза, Вика и Леон.

Как люди с особенностями развития могут жить самостоятельно
Леон

Вика в этот день уехала в гости, и пообщаться с ней не удалось. Она самая самостоятельная, и ей разрешаются самостоятельные поездки. Леон — домашний ребенок, до шести лет жил в семье, и для него это своего рода возвращение домой. У него тяжелое заболевание, из-за которого он практически лишен возможности самостоятельно передвигаться, но при этом он обладает совершенной ясностью ума. Вот и сейчас его невозможно оторвать от компьютера, на котором он занимается 3-d моделированием.

Фируза в Домике с первых дней. Она была в числе воспитанников пятнадцатого ПНИ, которые попали в Домик с момента его создания. У Фирузы нет родителей, нет родных, но зато есть бабушка — Лидия Александровна, которая работает в Домике уборщицей. За долгое время они так сдружились, что Фируза считает ее настоящей бабушкой и с удовольствием ездит к ней в гости. Фируза — это человек-мотор. Она очень общительная, с удовольствием рассказывает о своих делах, планах и маленьких победах. Бороться с трудностями — отличительная черта ее характера.

Как люди с особенностями развития могут жить самостоятельно
Фируза

Катя — полная ей противоположность. Случилось так, что после смерти мамы некому стало за ней ухаживать. Ее дальнейшая жизнь могла продолжиться в государственном социальном учреждении. Это просто чудо какое-то, что она оказалась не в бездушном ПНИ, а в Свято-Софийском социальном доме. Катя тихий, спокойный человек. Она молча, спокойно делает свое дело и, кажется, стесняется обратиться за помощью, если что-то сделать ей не под силу. По мнению воспитателей, именно они могут жить здесь при минимальной поддержке взрослых, а в перспективе смогут жить полностью самостоятельно.

Как люди с особенностями развития могут жить самостоятельно
Катя

Открывается дверь, и гостеприимные хозяйки наперебой приглашают очередного гостя, предлагают чай, кофе, печенье. Но сегодня воскресенье, и мы идем в храм. Обычно, в хорошую погоду ребята ходят в храм Казанской иконы Божией Матери в Мещерском парке, совершая приятную прогулку перед службой.

Но сейчас зима, тропинки в парке могут быть не чищены, и мы отправляемся в храм Сергия Радонежского в Солнцево. Чтобы добраться туда, нужно проехать одну остановку на метро. Казалось бы, несложный путь, но для человека в инвалидной коляске это дополнительные трудности.

Но, судя по всему, трудности эти уже вполне привычны. Девчонки спокойно и уверенно катятся по асфальтовой дорожке, прибегая к помощи сопровождающих их взрослых там, где это просто необходимо — преодолеть, к примеру, высокий порог или въехать на крутую горку.

Как люди с особенностями развития могут жить самостоятельно

Ну а после храма дома ждет обед, который надо еще приготовить. Согласитесь, в любом доме, в любой семье кухня является центром домашней вселенной, где происходят самые важные дела и события. Здесь ведутся задушевные беседы, слушают любимую музыку и читают интересные книги, здесь учат уроки.

Как люди с особенностями развития могут жить самостоятельно

Здесь готовят завтраки и ужины, в конце концов. Фируза с Катей активно взялись за дело. Надо начистить картошки на второе, разогреть суп, заварить крепкий чай. Девчонки делают все самостоятельно. Но под чутким контролем взрослого.

Как люди с особенностями развития могут жить самостоятельно

Обычно в течение дня до самого вечера с ребятами находится один взрослый, как правило, это кто-то из воспитателей Домика. Вот и сегодня девчонок контролирует Татьяна Юхович. Она в Свято-Софийском социальном доме практически с момента его основания, а теперь вот трудится на ниве сопровождаемого проживания.

Как люди с особенностями развития могут жить самостоятельно

Для девчонок даже картошку почистить — занятие не из простых, а если надо чай горячий налить из тяжелого чайника или поставить на плиту сковородку с картошкой, то это может оказаться уже не под силу.

Как люди с особенностями развития могут жить самостоятельно

В таких случаях на помощь приходит взрослый. Мы же помогаем своим детям, если у них что-то не получается, или бабушке, если ей что-либо не по силам,- это принято в любой нормальной семье. Так и здесь. Девочки все делают самостоятельно, лишь иногда прибегая к помощи взрослых.

Как люди с особенностями развития могут жить самостоятельно

Обед закончен, посуда помыта. Надо готовить уроки — завтра в школу. Фируза учится в седьмом классе обычной московской школы. Учеба дается не всегда легко, но Фируза с завидным упорством преодолевает трудности. Это вообще в ее характере — преодолевать трудности — будь то урок по математике или подъем по крутой лестнице. А после школы еще занятия в керамической мастерской, уроки лечебной физкультуры — день насыщен разнообразными делами и событиями. И так расписан почти каждый день.

У Кати свои заботы. Она мечтает стать специалистом в IT технологии и в этом году даже хотела поступить в колледж, но у нее не получилось. У Кати тоже плотный график жизни. Она также занимается в керамической мастерской, ходит на занятия по лечебной физкультуре, вяжет. Но и в этом плотном графике они не забывают про Домик — они там частые гости. Это не удивительно. Ведь там остались друзья, любимые воспитатели, учителя.

День идет к вечеру. За окном сгустились декабрьские сумерки. Сегодня надо завершить все дела, чтобы завтра начать очередной, новый день самостоятельной жизни.

1
0
Сохранить
Поделиться: