Укулеле помогает

Музыкальная терапия в Свято-Софийском детском доме православной службы «Милосердие» (+фоторепортаж)

В Свято-Софийском детском доме для детей-инвалидов при православной службе «Милосердие» прошли занятия с детьми музыкальной терапией.

Музыкальный терапевт — в России профессия редкая, образование можно получить только в Америке или Европе.

Если объяснять упрощенно, на основе научных данных музыкальный терапевт применяет музыку, музыкальные инструменты, пение для реабилитации, развития навыков, облегчения боли детей и взрослых с различными трудностями  и в различных ситуациях. Можно помочь ребенку с задержкой развития речи заговорить, пожилому человеку с потерей памяти — частично восстановить ее, недоношенные младенцы быстрее приходят к норме,  пациенты хосписа меньше чувствуют боль и легче принимают свое состояние.

Алиса Апрелева — музыкальный терапевт, поющая виолончелистка, училась этой специальности в музыкальном колледже Беркли. С 2014 года существует сайт Музтерапевт.ру, а благодаря приезду Алисы и серии семинаров появилось сообщество людей, объединенных одной целью — сделать музыкальную терапию в России серьезной помогающей профессией, как во всем мире. В конце мая этот коллектив единомышленников провел первую всероссийскую трехдневную конференцию «Терапевтическое использование музыки». В рамках конференции прошли обучающие сессии для сотрудников Свято-Софийского детского дома. Планировалось провести несколько семинаров и практических занятий с детьми. Но после первого семинара воспитатели попросили перейти к практике. Мы с фотографом «Фомы» Владимиром Ештокиным оказались на заключительном занятии, это была сессия со старшей группой детей.

***

Когда вы встречаете музыкальных терапевтов или даже тех, кто просто использует музыку в терапевтических целях, приготовьтесь отложить свои дела и почувствовать себя в своей тарелке. У этих людей профессиональная деформация — создавать комфортные условия для реализации личности окружающих.

IMG_2707

Свято-Софийский дом, созданный при православной службе «Милосердие», существует по тому же принципу. 21 ребенок с множественными нарушениями развития в марте 2015 года переехал сюда из обычного детского дома. «В детском доме, в котором они находились, они воспринимались как объект, здесь к каждому ребенку относятся как к личности», — делится Алиса Апрелева своими впечатлениями после двух дней, проведенных здесь. — Совершенно очевидно, что работающие здесь люди стараются дать детям возможность максимально проявить себя. И музыка становится средством, чтобы этого добиться. Пусть это и не в полном смысле слова музыкальная терапия, а просто музыка, примененная в терапевтических целях».

галя2

Разница между музыкальным терапевтом и педагогом или психологом, использующим музыку в терапевтических целях, заключается в отсутствии у последних специального образования, которое есть во многих странах мира, а в России пока отсутствует. В Свято-Софийском детском доме есть свой музыкальный педагог — Гульнара. Дети зовут ее Галей. Два месяца она разучивала и пела песни с детьми как волонтер службы «Милосердие», сейчас  она один из специалистов центра. «У нас было собеседование с владыкой Пантелеимоном (епископ Орехово-Зуевский, руководитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, духовник службы «Милосердие» – ред.). И кому-то отказали, кого-то  приняли, — рассказывает Гульнара. — Я сказала, что мне интересно здесь работать.

– Жаль, что не умею играть на гитаре, как Алиса, — сетует она. — Фортепьяно ограничивает. Сейчас мне захотелось овладеть инструментом, который даст возможность подойти с ним к ребенку, заглянуть ему в глаза».

Я застаю конец занятия в младшей группе. Алисе Апрелевой помогают Анастасия Бельтюкова и Антон Черепанов.

Настя — один из немногих музыкальных терапевтов в России. В реабилитационном центре «Турмалин» под ее руководством действует оркестр свободной импровизации «БезНот», в котором играют особые люди. Как волонтер Настя проводит сессии музыкальной терапии в службе помощи больным БАС (больными боковым амиотрофическим склерозом). А в свободное от этих занятий время она певчая в храме Всемилостивого Спаса в Митино.

IMG_0880

«Первое, что сразу видно при работе с детьми здесь, — очень сильная потребность в контакте и индивидуальном внимании, в том, чтобы их просто любили. Она в них сейчас самая сильная. Мне кажется, что это первая цель, которая перед нами стояла — дать им еще внимания и любви», — говорит Настя.

Антон Черепанов занимается музыкальной терапией в Алтайском крае — он приехал из Барнаула на конференцию, которую организовали Алиса с друзьями. Антон — клинический психолог и музыкант, руководитель оркестра «Импровиз», в котором играют люди с ограничениями здоровья и который выступает в социальных учреждениях и на городских площадках.

В Свято-Софийском детском доме к каждому ребенку прикреплен воспитатель или волонтер, которого ребенок выбирает сам. Воспитатели находятся с каждым ребенком во время сессии, они не только помогают детям, но и одновременно учатся сами.

Внимание привлекает девочка Оля, она сидит, прислонившись к взрослому, почти не двигаясь, в отличие от остальных. Вдруг она поворачивается ко мне и улыбается немного, одним уголком рта, и, насколько я понимаю, это уже результат.

IMG_0638

На терапевтической сессии (это название точнее, чем занятие) сразу понимаешь, что все внимание терапевта направлено на детей, которые в ней участвуют: Алиса отслеживает их реакции. Ребенок сделал какое-то ответное движение — оно никогда не остается  незамеченным. Костя уполз в коридор и смотрит на происходящее оттуда, а потом вдруг резко устремляется к Алисе и тянет руку к гитаре. Не прерывая песни, Алиса дает возможность ребенку прикоснуться к струнам и услышать «свой» звук.

Музыка воздействует на мозг целиком. Даже если у детей есть повреждение, например, коры головного мозга, она все равно может дойти до человека, и человек может на музыку отозваться. Для ребенка это просто элемент игры, он погружается в процесс, в стихию, в которой он может себя проявить, в которой он может незаметно для себя работать над какими-то целями — социализацией, развитием двигательных навыков, например.

IMG_0896

В перерыве перед вторым занятием в старшей группе пьем чай, и воспитатель Маша расспрашивает Алису и Настю, делится с ними своим опытом. Здесь нет мелочей — какой инструмент выбрать для начала занятий, колокольчик слишком резкий для всех, треугольник может ранить детей с чувствительностью к звукам… Но обязательно важна структура занятия — каждый раз в начале и в конце должны быть одни и те же элементы.

Обсуждается  предстоящая сессия — в группе подростки от 14 до 17 лет. «Но психологический возраст у них другой, — замечает Алиса. — В этом сложность.  С одной стороны, им подошло бы «Я на солнышке лежу», но с другой стороны, из уважения к физиологическому возрасту — нельзя. А если что-то сложное, взрослое, то им не интересно».

Антон возражает: «По-моему, можно ”Я на солнышке лежу“. Я работал с подростками, и песня ”От улыбки станет всем светлей“ прекрасно работает. Я просто им объясняю, что в детской песне заложен глубокий смысл».

IMG_0630

В зале, где обычно проходят занятия с музыкальным педагогом Галей, Алиса и Антон квадратом раскладывают белые маты. Собираются дети. 

Сессия начинается с флейты североамериканских индейцев. Пока флейта была в пушистом чехле, каждому ребенку предлагалось до нее дотронуться. Общительная Феруза, до этого выспросившая у Насти, свой ли рюкзак Настя держит в руках, куда Настя пойдет со своим рюкзаком, откуда приехал Антон, вдруг отказалась прикасаться к чехлу, сказала, что боится. Страх удалось преодолеть. Его причина — санитарные порядки государственного детского дома, где жили дети раньше. Там из-за  требований гигиены у детей были только те игрушки, которые можно было хорошо помыть, — резиновые или пластмассовые. Поэтому в контактном зоопарке дети гладили змей, но боялись пушистого зайца.

IMG_0493

Алиса играет на флейте: в одно мгновение приятный низкий тембр инструмента привлекает внимание всех детей, теперь можно начинать знакомство. В музыкальной терапии все делается при помощи музыкальных инструментов или песни. Алиса достает маленькую гитару укулеле и поет: «Привет, какой чудесный день для музыки и всех друзей… Привет, Сережа, привет…» Подходит к каждому ребенку, спрашивая, как его зовут, а потом пропевая его имя, дает ему провести рукой по струнам.

IMG_0599

Мальчик Миша с самого начала попытался завладеть укулеле. «Для меня это был сигнал, что он вовлечен в то, что происходит, что ему интересно, это, собственно, задача диагностической сессии, когда я в первый раз вижу людей и просто пытаюсь понять, какие цели могут быть у ребенка. Для кого-то важны сенсорные вещи, например, прикосновения. Для кого-то звук флейты, для кого-то более активная музыка на гитаре, ритм».

Алиса спрашивает сколько дней в неделе, предположения звучат самые разные, вплоть до 12. Тогда поется динамичная песня про дни недели. Из большого ящика с инструментами каждому ребенку  предлагают на выбор — шейкер или бубенчики, барабан или шейкер. Потом по просьбе Алисы нужно звенеть, или шуршать, или только бить в барабан. Когда дети только оказались в новом детском доме, во время обеда им предлагали выбрать одно из двух блюд: кто-то брал оба, кто-то не мог выбрать вообще, для них было удивительно, что им предлагают что-то выбирать. Задание с инструментами и предполагает проверку умения предпочесть одно другому.

В начале занятий Даня, который не ходит, но активно передвигается на руках, танцевал, кружась. Но когда музыка становится интенсивнее, Даня начинает плакать: у него гиперчувствительность к звукам. И Алиса принимает решение «снизить градус»: «Если кому-то плохо, группа должна приноравливаться к нему, в следующий раз я, может быть, скажу: давайте сделаем одну группу погромче, другую тихую, и Даня будет в тихой. Но пока у нас идет занятие с этой группой, я не могу сказать ”уходи“ или ”потерпи“. Если есть один человек, которому некомфортно, то я буду работать, учитывая это, насколько возможно. Но хотя Дане было некомфортно, он не уходил, значит, ему было интересно».

«Дует, дует ветерок, лодку подгоняет», — распевно звучит голос Алисы. Приглушают свет. «Куда же мы приплыли? — спрашивает Алиса. — На солнечную поляну».

Алиса начинает петь песню «Я на солнышке лежу». Настя показывает то, что дети могут попробовать повторить: изображает солнышко, раскрывая ладони и расставляя пальцы рук, гриву львенка, подставляя руки к лицу, когда звучит фраза «…и на львенка не гляжу», закрывает ладонью глаза. «Очень мало кто мог повторить движение, — замечает Настя после сессии, — это проблемы и с координацией, и с ”отзеркаливанием“, эти функции должны включаться на первом году жизни, а потом запускаются с трудом. А этим детям некого было ”зеркалить“, они лежали в кроватке и смотрели в потолок… И мне кажется, что с этим можно работать», — по-деловому заключает Настя.

IMG_0960

Прилетают птицы, дети машут цветными перышками, кусочками цветной ткани.

А потом начинается большой ветер. Цветная прозрачная ткань накрывает ребенка целиком. Это занятие нравится всем детям.

«Дует ветер», — поет Алиса…

«Я ничего особенного не сделала. Пока мы были вместе, я поняла примерно, какой может быть план дальнейших действий, — заключает Алиса. — Хотя для того, чтобы решить окончательно, я должна поговорить с командой, с людьми, которые работают с ребенком и уже из этого исходя строить какую-то стратегию.

Цель нашего музицирования — выстроить отношения, настроить человеческий контакт, с помощью которого мы уже работаем над задачами нашего ребенка. Именно этим отличается терапия. Поэтому, если контакта нет совсем, ничего не происходит.

IMG_0653

Контакт может выражаться в разных формах, например, взгляд. Если ребенок на меня не смотрел, потом посмотрел, это хорошо.

Главное, что у нас получилось, кроме диагностики, это нахождение в совместном пространстве, в котором от ребенка требуется просто быть собой, минимально, насколько ему комфортно, взаимодействовать с другими, получать от этого какой-то приятный опыт. Мне кажется, это получилось».

Воспитатели Юля и Лена, одевая детей для прогулки, говорят, какое впечатление на них произвел индивидуальный подход Алисы к каждому ребенку, как они увидели новые возможности для своих детей.

IMG_1446

Галя остается еще немного попеть с желающими. Алиса и ее друзья собирают инструменты и, не переставая обсуждать произошедшее, идут к метро. Настя рассказывает мне про свою тезку, девочку Настю, которая сначала хлопала ее руками, потом стала хлопать сама, а потом начала взаимодействовать в музыке. «Надо в ней это развивать», — произносит Настя. Алиса после конференции уедет, а Настя предварительно договорилась приходить в Свято-Софийский дом, чтобы заниматься с детьми и обучать воспитателей.

Антон едет на самокате, несмотря на дождь. Укатит вперед, потом возвращается и приветствует нас. «Вот, — говорю, — вы меня совсем очаровали». «Надо чаще встречаться!» — смеются музыкальные терапевты, глядя на меня с крыльца метро «Университет». Потом, просматривая фотографии, удивляюсь, насколько совпадает ощущение от этого православного детского дома с изображением мозаики на его здании — святая София, Премудрость, в одной руке держит крест, а другую руку, поддерживая и укрепляя, положила на плечо одной из своих дочек. Любовью, терпением, знанием просто нужно поддержать стремление каждого ребенка развиваться. И в Свято-Софийском детском доме, созданном православной службой «Милосердие», делать это умеют и готовы учиться дальше. И дети тоже готовы учиться.

О буднях Свято-Софийского детского дома для детей-инвалидов при православной службе “Милосердие” смотрите специальный фоторепортаж Владимира Ештокина: 

Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает
Укулеле помогаетУкулеле помогает

 

КАК ПОМОЧЬ СВЯТО-СОФИЙСКОМУ ДЕТСКОМУ ДОМУ

Мы хотим найти для каждого ребенка финансового попечителя. Помогите детям жить в доме, где их любят! Узнать подробнее, как стать попечителем, можно по телефонам +7926 409 65 08 (Светлана) и +7 985 434 87 25 (Константин). Свято-Софийскому детскому дому нужна финансовая поддержка. Пожертвовать деньги Вы можете ЗДЕСЬОтправьте SMS со словом “первый” и суммой пожертвования на короткий номер 7715 (например, “первый 100”): средства нужны на жизнеобеспечение детского дома, на хозяйственные нужды, на зарплату воспитателей и других сотрудников, а также на организацию занятий и поездок, которые так важны для развития и социализации детей. Помочь детскому дому Вы также можете, став Другом милосердия. Друзья милосердия каждый месяц жертвуют на нужды службы 1/100 часть своего дохода. Вступить в число добровольцев службы «Милосердие» Вы можете здесь.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (4 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Татьяна
    Июнь 10, 2015 11:42

    Важное и очень нужное дело.
    Но есть один вопрос:
    Такие занятия проводятся (должны проводиться) в каждом доме/ интернате такого типа.
    Думаю, неправильно относить себя к касте “редких специалистов”. Набор обучающих инструментов может быть разным – цель одна.
    Просто как всегда: есть специалисты , любящие свое дело, и есть просто работники.

  • Татьяна
    Июнь 10, 2015 11:28

    Очень нужное и очень важное дело!
    Но один вопрос: подобная работа проводится (должна проводиться) во всех домах-интернатах такого типа.
    Думаю, неправильно выделять себя в касту “редких специалистов”. Просто как всегда: есть спецы – любяшие свое дело, и есть просто работники…
    А от спец. сертификата зависит только формальность….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *