Сегодня руины древнегреческого Херсонеса — одна из главных достопримечательностей Севастополя: а как же, ведь здесь по преданию принял крещение святой князь Владимир. Но это история для нас начинается с Крещения Руси.
У Херсонеса Таврического она восходит к V веку до нашей эры — когда-то это был процветающий город с водопроводом, банями, дворцами, театрами, храмами. А Херсонесская епархия существует с IV века нашей эры. И именно отсюда проповедники Евангелия доходили до Днепра и Дуная, и здесь принимали мученическую смерть за Христа — местных обывателей их проповеди почему-то приводили в бешенство.
Считается, что первым просветителем Тавриды был один из учеников апостола Петра, Климент, бывший епископ Рима, во время гонений на христиан сосланный на каторгу в Инкерманские каменоломни.
По преданию, его миссионерство там оказалось столь вызывающе успешным, что проповедника привязали к якорю и утопили в море. Впоследствии мощи святого Климента обнаружил равноапостольный Кирилл, лично перевез их в Рим и передал папе Адриану II, после чего тот утвердил переведенное им на славянский язык богослужение. А на Руси Климент надолго стал одним из самых почитаемых святых — память об этом хранят многочисленные Климентовские улицы и переулки наших городов.
Но после него в Херсонесе, который служил римской военной базой, было еще семь епископов-мучеников — Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафор, Еферий и Капитон... Двух первых в 310 году для начала побили палками и выгнали из города. После чего Ефрем отправился с проповедью к скифам, жившим по берегам Дуная, где его и убили. А Василий отсиделся неподалеку в пещере, вернулся, но вскоре стал жертвой буйной языческой толпы: его схватили и, связав, волокли по улицам, пока, наконец, не забили до смерти камнями и палками.
Через год в Херсонес прибыли новые миссионеры — Евгений, Елпидий и Агафодор — и... разделили участь своих предшественников: всех троих привязали к лошадям, проволокли по всему городу, затем добили палками и бросили за городскую стену.
А всего через месяц, 30 апреля 311 года (за два года до Миланского эдикта Константина Великого) главный зачинщик гонений на христиан, соправитель Диоклетиана Галерий, умирая в Никомедии от рака, издал «эдикт терпимости». С этого момента христианам разрешалось открыто исповедовать свою религию при условии, что они будут молить Бога о процветании Рима. Но Херсонесских мучеников было уже не вернуть. Как не вернуть было других жертв гонений Галерия — Димитрия Солунского, Адриана и Наталию Никомидийских, бессребреников Кира и Иоанна, Екатерину Александрийскую, Феодора Тирона...
Через несколько лет, уже при Константине Великом, из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий. Но и его местные язычники приняли в штыки. Пришлось ехать в Константинополь жаловаться императору — только после его вмешательства Херсонесские христиане смогли беспрепятственно совершать богослужения. Еферий даже успел построить в городе храм. Скончался он на острове Алос, возвращаясь из Константинополя, куда второй раз ездил благодарить императора за защиту.
На его место прислали епископа Капитона. Ему удалось наконец достучаться до сердец жестоких горожан и многих крестить. А обуздать буйство закоренелых язычников помог полутысячный воинский отряд, сопровождавший епископа, чтобы защищать его и город. Но через несколько лет в одном из миссионерских путешествий Капитона устье Днепра застигла буря, корабль его прибило к берегу, и местные язычники, ограбив судно, святителя и его спутников утопили.
...Сегодня от древнего Херсонеса остались лишь развалины близ Севастополя, да вырубленный в скале над морем в Инкерманской долине небольшой храм святого Климента Римского, в котором сохранились гробницы мучеников. Но судя по раскопкам археологов, здесь было более 50 храмов V-XIV веков. В эпоху расцвета Византии в Крыму было уже 5 епархий, а Херсонес, став связующим звеном между Византией и Киевской Русью, играл важнейшую роль в христианизации Руси.
Здесь в 830-840-х годах отбывал ссылку знаменитый гимнограф, борец с ересью иконоборчества Иосиф Песнопевец, который и составил канон в честь семи священномучеников Херсонесских. А с конца X века в Византии повсеместно переписывались и распространялись их жития. В начале XI века в они славянском переводе появились и на Руси.
А в XX веке отец Сергий Булгаков в диалогах «У стен Херсонеса» писал: «Какая святая земля. Даже страшно ступать по ней. Во всей России нет места более древнего и священного».