Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Рассказ о жертвоприношении Авраамом своего сына Исаака — один из ключевых в книге Бытие. Это ветхозаветное событие прообразует, указывает на грядущую жертву Христа. Исаак символизирует искупленное человечество, его путы — путы греха, от которых освобождает Христос. Поэтому сюжет, к которому обращались православные художники от Византии до Руси, и сегодня пишут на храмовых стенах.

Здесь запечатлен тот миг, когда ангел останавливает Авраама, заносящего нож. В фигуре Авраама — решительность, в сердце своем он уже заклал сына. Исаак, из любви не посмевший ослушаться отца, изображается почти мальчиком. Иногда мы видим и путь к жертвеннику: И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего (Быт 22:6). Так усиливается параллель с шествием Христа на Голгофу.

Как изображают  праотца Авраама?

К жертвоприношению Авраама обращались и светские художники, привлеченные острым драматизмом темы. Конечно, в православной иконографии нет места изображению страха, боли, натуралистическим подробностям, как это бывает в живописи.

С именем Авраама связано появление образа Святой Троицы. Изначально это была композиция «Гостеприимство Авраама», иллюстрирующая явление праотцу трех мужей. По мысли отцов Церкви, под видом путников Авраама посетил сам Господь. Долгое время икона была подробной: трое мужей или ангелов за трапезой, прислуживающий им Авраам и Сарра, стоящая на пороге дома. Преподобный Андрей Рублев преобразовал эту иконографию, и «Гостеприимство Авраама» стало образом Троицы Вечного Совета.

В русских храмах, где сохранился высокий иконостас, Авраама можно увидеть в пятом, праотеческом ряду — вместе с Авелем, Ноем и другими ветхозаветными святыми.

0
0
Сохранить
Поделиться: