Вопрос читателя:
Слышал в проповедях в интернете в основном про женщин, но это относится ко всем, как он сказал, а именно, что мы, прихожане, несём на исповеди всякую ерунду, перечисляя грехи по бумажке. Другие священники говорят, что нужно исповедоваться во всех грехах, даже мелких. Кого слушать? Что же, получается, в мелких грехах не стоит исповедоваться? Меня это беспокоит, как эти проповеди могут воспринять. Храни вас Бог!
Алексей
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Дорогой Алексей, есть старинная притча о том, как два человека пришли к старцу на исповедь, и один по дороге думал о том, что у него один большой грех, за который он не сможет ответить, а второй, зная про грех спутника, рассуждал о том, что у него грехов хоть и много, но все они мелкие. Когда они пришли, старец велел обоим принести с поля камни: тому, у кого был большой грех — большой камень, а другому набрать множество мелких камней. Когда они принесли камни, старец велел вернуть их на место. И тот, у кого был большой камень, быстро отнес его на его место, а второй никак не мог вспомнить, где именно он взял каждый из своих мелких камешков и вернуть их не мог. Это о том, что большой грех, будучи исповеданным, будет прощен Богом, а мелкие грехи, хоть и мелкие, грехами остаются, если человек не может в них искренне покаяться.
Теперь вернемся к Вашему вопросу. Исповедь — это Таинство, в котором человек при свидетеле-священнике перед Богом кается в своих прегрешениях. Смысл исповеди — чтобы человеку, который и правда хочет избавиться от своих ложных убеждений, греховных желаний и устремлений, когда в ответ на, в общем-то, отречение человека от этого всего ложного, греховного, ему подается благодать Божия на то, чтобы справиться с этим и с последствиями тех грехов, которые уже были совершены. Это и есть исповедь.
Исповедь как пропуск ко причастию, исповеди ради того чтобы что-то сказать, исповедь без хотя бы умственного осознания неправильности того, о чем человек исповедуется, это не вполне то, что имеется в виду, когда мы говорим о Таинстве. Но это все может быть как бы этапом подготовки к истинному покаянию, потому что человек может очень хотеть покаяться, но пока не уметь этого делать или просто не знать, что же нужно.
Про моего собрата я, уж позвольте, говорить ничего не буду. Но некоторые проблемы, мне кажется, он отметил верно, просто нужно понимать, что у всякого человека в разные периоды времени своя мера, свое понимание. Вовремя помочь человеку, подправить его — это то, что нужно.
А Вы правы: мелкие грехи — это грехи, и они (вспомните притчу) могут очень отяготить человека.
А как кто может воспринять, Вы тоже правильно беспокоитесь. Но Вы не просто беспокойтесь, а, когда придет в голову такая мысль, помолитесь о том, чтобы люди восприняли все правильно и сделали так, как будет для них лучше. Молитва — это, фактически, единственный инструмент, который сейчас у Вас в руках.
С Богом!