В Азии нет привычного для русского храма штата сотрудников — алтарников, певцов и чтецов, преподавателей воскресной школы, уборщиц, свечниц, просфорниц. Поэтому зачастую выполнять все эти функции приходится одному человеку, главной опоре священника — его жене. Мы собрали рассказы матушек, которые трудятся в православных храмах Таиланда, об их повседневных трудах и радостях.

 

Матушка Елена, супруга протоиерея Даниила Ванна, настоятеля храма Всех Святых в г. Паттайя

«Как тайцы разогрели мой студень»

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкойМой муж стал первым священником-тайцем. Его тайское имя Данай, а в крещении ему дано было имя Даниил. На момент нашего знакомства он был единственным тайским студентом в Санкт-Петербургской Духовной семинарии. А знакомство наше произошло самым необыкновенным образом.

Я в это время жила в далеком Ярославле. Приехала туда из Тамбовской области, окончила школу регентов при Толгском женском монастыре и затем устроилась регентом в одном из ярославских храмов. Шли годы, а суженого я так и не встретила, к тому же практически все время проводила в храме, и признаться честно, мечты о семейной жизни уже казались несбыточными. Но однажды мне позвонил знакомый батюшка — архимандрит Олег (Черепанин), который возглавляет духовную миссию в Таиланде (раньше он служил в Ярославле и хорошо знал мою семью), и предложил познакомиться со своим духовным сыном. Я согласилась и уже через два дня приехала в Питер.

Никогда не забуду этот день. Даниил встретил меня на вокзале, и мы пошли гулять по городу. Мы посетили святые места Петербурга, и когда стояли в часовне блаженной Ксении, Даниил впервые взял меня за руку. Как будто что-то перевернулось в сердце. Я поняла, что это моя судьба.

Мы сочетались браком вскоре после того, как Даниил окончил семинарию, а вскоре после этого мой муж был рукоположен в сан диакона.

Сначала мы служили в Бангкоке, а потом поехали на о. Пхукет, где отец Даниил руководил строительством храма. На острове был самый разгар проливных дождей. С утра до вечера шла стройка, и мне тоже пришлось научиться класть кирпичи и принимать участие в других работах. Вечером, когда рабочие расходились по домам, мы с отцом Даниилом оставались в кромешной темноте, ведь электричество в этом месте еще не было проведено. Земля находилась фактически в лесу. А когда сезон дождей закончился, началась страшная жара — очередное непростое испытание. А теперь отец Даниил является настоятелем Храма Всех Святых в городе Паттайя.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой
После Великого освящения храма. Четвертый справа - отец Даниил

Многое в природе, климате, привычках и обычаях страны меня удивляло и восхищало. Грохочущий мегаполис Бангкок, полный цветущих деревьев, терпкого аромата экзотической еды и невообразимых фруктов с тележек-макашниц. Центр города, в который можно доплыть на лодочке по реке. Деловые кварталы и роскошные дворцы. Шумные городские празднества и душные вечера. А еще мощные тропические ливни.

После переезда в Таиланд я постепенно начала входить в новый ритм жизни. Пошла на курсы тайского языка, освоила приготовление нескольких местных блюд, понемногу привыкала к тропическому климату.

Вспоминаю разные забавные случаи из нашей экзотической жизни. Однажды я сварила мясной холодец и поставила его застывать в холодильник. В то время у нас гостили тайцы, знакомые отца Даниила. И когда пришло время обеда, то они, не ведая, что это блюдо нужно подавать охлажденным, взяли и разогрели студень. Изумлению моему не было предела: варила холодец, а накормила супом.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой
Тайская молодежь изучает основы иконописи при храме Всех Святых г. Паттайя

Что касается отца Даниила, то он быстро и легко научился готовить некоторые наши кушанья и периодически удивляет нас вкусным борщом, ароматными котлетками, квашеной капустой и румяными блинчиками.

По традиции после воскресной службы отец Даниил приглашает прихожан в трапезную, угощает чаем, и мы с удовольствием общаемся с нашей многонациональной паствой.

 

Матушка Мария, супруга отца Андрея Иващенко, настоятеля храма равноапостольного князя Владимира в г. Чиангмай

Первая матушка-тайка

До крещения матушку Марию звали Пратхумтхимп Саенгратчабут. 

Я родилась в провинции Таиланда, в простой тайской семье. О христианстве до знакомства со своим будущим мужем я знала немного. Видела распятие в католических храмах со страдавшим на нем Христом, и мне было Его очень жаль. Я всегда хотела найти Бога. Друзья, которые были очень разных вероисповеданий, тянули меня каждый на свою сторону. А я поверила только благодаря своему супругу.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой
Свадьба

Андрей был семинаристом и приехал в Таиланд по приглашению архимандрита Олега (Черепанина) петь в его соборе в Бангкоке. Однажды в этот храм для разработки сайта пригласили моего дядю-программиста, он поехал туда и прихватил с собой меня. Помню, как поразил меня этот собор — и все время, пока ждала дядю, я ходила по нему и рассматривала иконы. И тут ко мне подошел молодой человек и начал мне что-то об этих иконах рассказывать. Это был Андрей, мой будущий муж.

Когда мы познакомились, то сразу почувствовали душевное родство, и даже языковой барьер не стал для нас помехой. Андрей многое рассказывал мне о Православии — и я увидела, как он любит своего Бога. Чтобы быть к Андрею, который так мне понравился, ближе, я захотела узнать этого Бога, и тогда мы вместе стали читать Евангелие, Закон Божий, разные книги о вере. И со временем я решила принять Крещение. А после этого мы с Андреем поженились и обвенчались.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой
Венчание четы Иващенко. Слева - архимандрит Олег (Черепанин). В центре - отец Даниил Ванн

Многое для меня оставалось непонятным. Но то, что было не понято моим умом, было принято сердцем. Никогда раньше я не встречала таких понятий как смирение, послушание, кротость, и поначалу они были мне чужды. Разве смирение — это не слабость? А что говорить о послушании, когда современный мир диктует совсем другие правила!

Еще мне не хотелось молиться за врагов и недоброжелателей — и я поражалась сколько же любви в этой вере! И тогда я просто поняла, что истина — здесь. Когда между нами, молодыми супругами, возникает недопонимание, мы стараемся не зацикливаться на собственном эгоизме, а идем в храм, молимся, и тогда все встает на свои места.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой
Матушка Мария

Спустя немного времени мой муж стал священником. А я — первой православной матушкой-тайкой. Мне еще многому предстоит научиться, чтобы быть верной помощницей и спутницей для моего мужа. Сейчас отец Андрей уже достаточно хорошо говорит по-тайски, но когда нужно решать сложные хозяйственно-бытовые вопросы с тайцами, я помогаю ему и перевожу незнакомые для него слова. И он помогает мне в общении с русскими прихожанами, которых я очень полюбила за то многое, что они делают для нашего храма.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой
Матушка Мария и отец Андрей с прихожанами

Мы открываем друг для друга наши разные миры, культуры и традиции. Мне радостно, что в Церкви во многом стирается чувство принадлежности к чему-то земному. Здесь нет тайцев, русских или людей других национальностей. Здесь есть только душа и ее Создатель, и, конечно, любовь друг к другу.

 

Матушка Юлия, супруга отца Сергия Шапкина, и. о. настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского на о. Чанг

«Мы приехали в Таиланд за смыслом жизни»

Матушкой я стала случайно. Еще несколько лет назад о таком и подумать было бы сложно — настолько мы с мужем были далеки от Церкви. Но так устроил Господь, что, оказавшись в Таиланде в поисках смысла жизни, мы неожиданно для себя открыли Православие.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой

К тому моменту мы остро ощущали в себе недостаток духовности. Все было обращено к карьере, зарабатыванию денег, к стремлению позволить себе все, чего ни захотим. Ощутив бессмысленность этого пути, мы окунулись в различные оккультные практики, решили полностью перестроит жизнь. И мы уехали в Таиланд, потому что задумали жить в хорошем климате, трудиться на ферме, есть фрукты — то есть делать исключительно то, что нравится.

Ни до одной фермы мы так и не доехали, а трудились сначала на стройке гостиницы из глины, потом на стройке плавучего дома на воде в мангровом лесу. В этом плавучем доме на воде и начался наш путь к Православию — потому что осознали, насколько опасно общение с духами. Мы поняли, что Бога в этом нет, что это не тот путь, который нам нужен. И тогда мы познакомились с местным православным священством, стали активно воцерковляться, впервые осознанно исповедовались и причастились.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой
Храм преподобного Сергия Радонежского. Рождество, 2017. Фото - hramkochang.pravorg.ru

Со временем у нас возникло желание служить в Церкви — и по благословению архимандрита Олега (Черепанина), который возглавляет духовную миссию в Таиланде, мы вернулись в Россию, стали студентами Томской Духовной семинарии. Сергий изучал слово Божие, а я премудрости регентского дела.

Так интересно получилось, что мой муж с момента воцерковления стал горячо молиться своему духовному покровителю преподобному Сергию Радонежскому, и перед нашим отъездом в Таиланд мы долго молились вместе в Троице-Сергиевой Лавре у мощей преподобного. И когда приехали к архимандриту Олегу в Бангкок, то узнали, что нам определено служить в храме преподобного Сергия Радонежского на острове Чанг! Для нас это не простое совпадение, а явственное ощущение покровительства этого святого.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой
Семейное фото. Фото - hramkochang.pravorg.ru

В Таиланде нам пришлось со многим сталкиваться впервые и в хозяйственно-бытовом и в духовном плане. Мы оба городские жители, всю жизнь провели в квартире, а тут — большой дом с участком, и ведь первым делом нужно служить и как-то выстраивать общение с приходом.

Мы с большим энтузиазмом взялись за благоустройство прихода и прихрамовой территории. Вместе выдергивали сорняки, вместе планировали участок — и уже к осеннему празднику преподобого Сергия, Божьей милостью, более или менее привели территорию в порядок и обустроили внутренние помещения. Тут же появилась и другая задача — строительство часовни. С этим, как и с садовыми работами, мы тоже никогда не сталкивались, многому приходилось учиться на ходу. Да и рабочие тоже впервые столкнулись с особенностями христианской архитектуры.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой
Таинство Крещения. Ноябрь 2016. Фото - hramkochang.pravorg.ru

Несмотря на трудности жизни на острове в чужой стране, мы благодарны Богу за то, что оказались здесь! Здесь родился наш сын, здесь жизнь полнится «случайностями» и «совпадениями», через которые видишь, как Господь направляет твою жизнь, здесь ощущаешь свою нужность. Мы надеемся, что со временем в храм станет приезжать все больше и больше паломников, ведь это уникальное место с удивительной историей, которой мы без устали готовы делиться.

 

Матушка Мария, супруга иерея Алексея Головина, настоятеля храма Вознесения Господня на о. Самуи

Когда хор на службе — это экзотика

Мы с будущим мужем познакомились в Санкт-Петербургской духовной семинарии, где он готовился стать священником, а я училась на регента. После обучения мы, уже супруги, вернулись в родной город о. Алексея Томск, там мой муж стал работать секретарем-референтом в епархиальном управлении и служил диаконом в соседнем от Томска закрытом городе Северске. А однажды в Томскую епархию пришло письмо от отца Олега (Черепанина) с просьбой прислать священника для служения в Таиланде, так как на тот момент в Таиланде служил лишь он и отец Даниил Ванна, и тайской православной миссии остро нужны были кадры — священники и диаконы. Выбор пал на моего мужа — и мы согласились. За полтора месяца до нашего переезда в далекую страну о. Алексея рукоположили во иереи — и он поехал в Таиланд уже как пастырь.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой

Я с раннего детства находилась на клиросе (в городе Гатчине — прим. Редакции), потому что моя мама тоже была матушкой и читала часы на службе. И почему-то особенно мне нравились богослужения, в которых участвовал не профессиональный, а любительский хор: люди пели очень душевно, стараясь донести до прихожан не музыку, а молитву. И так сложилось, что привязанность к любительскому хору пригодилась мне, когда я стала матушкой, и мы с мужем оказались в Таиланде. Ведь здесь, как правило, главный, а зачастую и единственный певчий и чтец — это матушка. Будут ли на службе дополнительные голоса — это как повезет. А в нетуристическое время порой матушка еще и единственный прихожанин.

Первое время мы служили на острове Пхукет, а потом переехали на остров Самуи, где достраивался новый храм. Первое время прихожан в храме вообще не было, да и нам самим тяжело было молиться, потому что кондиционеры еще не были установлены, а жара стояла такая, что даже открытые окна и вентиляторы не спасали.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой
Вербное воскресенье

Но мы все пережили. И со временем появились и первые прихожане, для которых были распечатаны тексты Литургии, чтобы они могли следить за ходом богослужения и подпевать, кто как может. Так нашлись и те, кто смог уделять силы и время для обучения церковному пению. Иногда число певчих в храме доходит до шести-восьми человек, но в основном этот состав два-три человека.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой
Крестный ход с плащаницей Пресвятой Богородицы

В заграничных храмах сформировать постоянный хор затруднительно. Это связано с постоянно меняющимся составом прихожан, ведь большую часть составляют туристы. В Таиланд кто-то приезжает всего на неделю, кто-то на месяц, кто-то на весь туристический сезон. Как-то само собой сложилось, что в репертуаре у нас в основном мои любимые знаменные, византийские и греческие напевы. В нашей ситуации это очень удобно, ведь наверняка не знаешь, будешь ли ты петь один, или кто-то придет на помощь. А распевы этих мелодий прекрасно звучат как в одноголосном, так и в многоголосном исполнении.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой
На послушаниях в Успенской монашеской общине

Очень радостно получать письма из разных частей света с рассказами о том, как, начав петь у нас в храме, кто-то продолжил это понравившееся им дело и в родных приходах.

 

Матушка Ксения, супруга иерея Романа Бычкова, настоятеля храма Святой Троицы на о. Пхукет

Пеки и не останавливайся

Я всегда любила вкусные, ароматные свежие просфоры. Но никогда даже подумать не могла, что став матушкой в Таиланде, я сама стану просфорницей.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой

Прежде в России даже никогда не видела, как это делается. А здесь времени на обучение уже не было — оказалось, что просфорни нет: печет сам священник или сотрудники миссии. И хочешь — не хочешь, а надо помогать, надо печь. Пришлось звонить на Родину, друзьям из прихода Нечаянной Радости в Подмосковье, чтобы они выяснили все у наших просфорниц и прислали рецепт.

По этому рецепту мы и стали стараться печь, вспоминая, что просфорки в нашем храме были очень вкусные. В процессе освоения искусства изготовления просфор выяснилось, что мука в Таиланде — совсем не «Макфа», российские «свежие дрожжи» и местные «Instant» ведут себя по-разному, соль быстро отсыревает, если не хранить ее в плотно закрытой банке и прочее, прочее.

Отец Роман и матушка Ксения Бычковы

Прошло уже много лет в Таиланде. Мы изучили вдоль и поперек сайт просфорни Данилова монастыря, перепробовали множество видов муки, дрожжей — и наконец, приноровились к местным продуктам. Я по-настоящему полюбила это занятие. Мне нравится красивое тесто, запахи дрожжей, воска, чистых простыней, в которые укутывают горячие просфоры до остывания.

Потом радостно наблюдать, как после причастия дети набрасываются на наши просфоры и пальчиками подбирают все крошки с подноса. Каждый раз ждем, что скажет священник — похвалит или укажет на какой-то недостаток. Сами стараемся найти какие-то усовершенствования нашему рецепту, чтобы достичь идеала. Но не то, что идеала — даже стабильного качества достичь нелегко: опытные просфорники говорят, что это приходит не раньше десяти лет упорного труда.

Как девушка Пратхумтхип стала первой тайской матушкой
Гражданка Таиланда Хрисия на Пасхальном Богослужении

Но все же какая-то оценка нашего труда уже есть: теперь просфоры, приготовленные в нашем приходе, вкушают наши братья и сестры на совершении литургии и в других храмах миссии.

 

Благодарим иерея Алексея Головина за предоставленные материалы

Подготовила Дарья Баринова

 

Читайте также:

Да здравствует Король!

Пасха по-тайски

6
2
Сохранить
Поделиться: