Фарфор – в представлении большинства это достаточно хрупкий материал для изготовления посуды или предметов декора интерьера. Но еще в начале XX века архитекторы и фарфоровые мастера обнаружили, что материал на самом деле сильно недооценен и существует еще масса способов его применения.

Например фарфоровые оклады икон и даже целые иконостасы давно уже не редкость в православных храмах. На просторах России встречаются даже храмы, купола которых выполнены из этого уникального материала.

Чтобы узнать, как делают эти замечательные изделия, фотокорреспондент "Фомы" отправился в Санкт-Петербург в цеха производственного объединения «Паллада».

Процесс изготовления фарфоровых изделий

Отминка

Все начинается на участке отминки, где из глины, руками опытных мастеров, появляются на свет детали будущих изделий. Ценность глины — в её природном происхождении, в её через огонь полученной чистоте, теплопроводности, устойчивости к высоким температурам. Глина — живой материал, он запоминает настроение, которое передаётся через руки мастера и остается в готовом изделии. Подбор глины для фарфоровых изделий – процесс ответственный, и выполняют его с особой тщательностью – от этого зависит качество будущего изделия.

Конечно же все начинается в проектной мастерской, где разрабатывается внешний вид изделия, определяются детали, из которых оно состоит, делаются чертежи. После этого изделие поступает в призводство.

 

Чертежи и формы

Как делают фарфоровые иконостасы
Фото Владимира Ештокина

Сначала по чертежам делаются макеты, или модели деталей будущего изделия, будь то иконостас, или оклад иконы, или обыкновенные изразцы для камина или печи. С этих моделей делается гипсовая форма, в которой после сушки и происходит формовка будущих фарфоровых изделий.

 

Сушка и обжиг

Как делают фарфоровые иконостасы
Фото Владимира Ештокина

Гипс имеет пористую структуру и быстро вытягивает из глины воду. Через два-три часа после заполнения форму переворачивают, изделие из формы вынимают, накрывают тканью, чтобы поверхность не слишком быстро высыхала и не треснула. Сохнет такая деталь около двух недель. Потом его ещё два дня досушивают в специальной сушильной камере. А затем отправляют в большую электрическую печь на обжиг.

 

Контрольная подгонка деталей

Как делают фарфоровые иконостасы
Фото Владимира Ештокина

Когда все элементы изделия высушены и обожжены, проводится их контрольная подгонка, стыковка всех деталей. Важно проверить, нет ли между ними щелей, ровные ли швы. Если что-то не так — изразцы подравнивают на камнерезном станке. Это один из важнейших этапов производства изразцовых изделий. Каждая деталь таким образом находит свое индивидуальное место и маркируется для сборки на объекте. При этом технологические припуски производства необходимые для сушки и обжига убираются. Изделие принимает законченный вид, если окончательно должно остаться в терракоте, в естественном цвете глины.

 

Роспись  

Как делают фарфоровые иконостасы
Фото Владимира Ештокина

Если иконостас должен быть расписным, а так чаще всего и бывает, то его отправляют сначала на участок глазурования, где с помощью специальных пистолетов в специальных камерах изделия «обливают» глазурью.

Ну и самый ответственный этап работы, от которого зависит красота нового изделия – это роспись деталей, из которого состоит иконостас. Роспись бывает подглазурная и надглазурная. Подглазурная — это когда роспись наносится по сырой эмали, а затем производится обжиг. Надглазурная — когда рисунок наносится на обожжённую эмаль. И в том, и в другом случае после художественной росписи изразец ещё раз проходит обжиг, уже последний.

Как делают фарфоровые иконостасы

Теперь изделия можно собирать, упаковывать и отправлять на монтаж.

 

 

0
0
Сохранить
Поделиться: