Фото Владимира Ештокина

Как делают фарфоровые иконостасы

Фарфор – в представлении большинства это достаточно хрупкий материал для изготовления посуды или предметов декора интерьера. Но еще в начале XX века архитекторы и фарфоровые мастера обнаружили, что материал на самом деле сильно недооценен и существует еще масса способов его применения.

Например фарфоровые оклады икон и даже целые иконостасы давно уже не редкость в православных храмах. На просторах России встречаются даже храмы, купола которых выполнены из этого уникального материала.

Чтобы узнать, как делают эти замечательные изделия, фотокорреспондент "Фомы" отправился в Санкт-Петербург в цеха производственного объединения «Паллада».

Процесс изготовления фарфоровых изделий

Отминка

Все начинается на участке отминки, где из глины, руками опытных мастеров, появляются на свет детали будущих изделий. Ценность глины — в её природном происхождении, в её через огонь полученной чистоте, теплопроводности, устойчивости к высоким температурам. Глина — живой материал, он запоминает настроение, которое передаётся через руки мастера и остается в готовом изделии. Подбор глины для фарфоровых изделий – процесс ответственный, и выполняют его с особой тщательностью – от этого зависит качество будущего изделия.

Конечно же все начинается в проектной мастерской, где разрабатывается внешний вид изделия, определяются детали, из которых оно состоит, делаются чертежи. После этого изделие поступает в призводство.

 

Чертежи и формы

Фото Владимира Ештокина

Сначала по чертежам делаются макеты, или модели деталей будущего изделия, будь то иконостас, или оклад иконы, или обыкновенные изразцы для камина или печи. С этих моделей делается гипсовая форма, в которой после сушки и происходит формовка будущих фарфоровых изделий.

 

Сушка и обжиг

Фото Владимира Ештокина

Гипс имеет пористую структуру и быстро вытягивает из глины воду. Через два-три часа после заполнения форму переворачивают, изделие из формы вынимают, накрывают тканью, чтобы поверхность не слишком быстро высыхала и не треснула. Сохнет такая деталь около двух недель. Потом его ещё два дня досушивают в специальной сушильной камере. А затем отправляют в большую электрическую печь на обжиг.

 

Контрольная подгонка деталей

Фото Владимира Ештокина

Когда все элементы изделия высушены и обожжены, проводится их контрольная подгонка, стыковка всех деталей. Важно проверить, нет ли между ними щелей, ровные ли швы. Если что-то не так — изразцы подравнивают на камнерезном станке. Это один из важнейших этапов производства изразцовых изделий. Каждая деталь таким образом находит свое индивидуальное место и маркируется для сборки на объекте. При этом технологические припуски производства необходимые для сушки и обжига убираются. Изделие принимает законченный вид, если окончательно должно остаться в терракоте, в естественном цвете глины.

 

Роспись  

Фото Владимира Ештокина

Если иконостас должен быть расписным, а так чаще всего и бывает, то его отправляют сначала на участок глазурования, где с помощью специальных пистолетов в специальных камерах изделия «обливают» глазурью.

Ну и самый ответственный этап работы, от которого зависит красота нового изделия – это роспись деталей, из которого состоит иконостас. Роспись бывает подглазурная и надглазурная. Подглазурная — это когда роспись наносится по сырой эмали, а затем производится обжиг. Надглазурная — когда рисунок наносится на обожжённую эмаль. И в том, и в другом случае после художественной росписи изразец ещё раз проходит обжиг, уже последний.

Теперь изделия можно собирать, упаковывать и отправлять на монтаж.

 

 

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
18 декабря 2017
Поделиться:

    Загрузить ещё