Вопрос читателя:
Здравствуйте. В нашем храме в будни обычно служит и исповедует один священник. Исповедь происходит во время чтения часов, и священники часто торопятся. Чинопоследование, как правило, не читается. Подходишь, называешь грехи, затем священник кладёт на голову епитрахиль и быстро осеняет крестным знамением. Разрешительной молитвы не читает. Затем быстрое благословение, и подходит следующий. Мой друг ходит в другой храм, и говорит, что и там бывает так же. Все зависит от конкретного священника. Есть те, которые и последование, и молитву читают. Скажите, пожалуйста, нормальна ли такая практика? Достаточно ли просто положить епитрахиль и перекрестить? Просто возникает некоторое смущение. Сейчас стараюсь ходить на исповедь к одному батюшке, который всегда все читает — и последование, и молитву, — и никуда не торопится. Или не стоит об этом думать?
Михаил
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогой Михаил, описанная Вами ситуация в некоторых небольших городах, где прихожан немало, но священник в храме один, встречается не только в будние дни, но и в воскресенье и праздники. Впрочем, бывает даже так, что в воскресенье служится две Литургии, но священник, который принимает исповедь, довольно ограничен по времени. Увы, но это реальность нашего времени.
Представьте себе, что будет, если священник не станет торопиться с исповедью. Вероятнее всего, богослужение растянется на ещё дополнительные час-полтора, если не больше. Всё это время прихожане будут вынуждены простоять на ногах, что не только тяжело, но и неполезно для здоровья.
Сейчас мы все подвержены болезням сосудов, мы все перенесли заболевание covid-19, а многие и не один раз. Даже у молодых людей могут развиваться варикоз и тромбоз, так зачем провоцировать эти осложнения лишним стоянием в храме? А усадить всех на стасидии невозможно даже технически. Поэтому, хотя бы и подобная спешка и выглядела неблагочестивой, она оправдана заботой о своих прихожанах.
В большинстве храмов подробно исповедаться и обратиться за духовной беседой со священником можно после богослужения, так что с этим нет проблем. А на исповедь можно прийти с запиской, в которой перечислены грехи, тогда и время будет сохранено.
Благоговейные пастыри находят время прочитать как молитвы перед исповедью (они ведь могут быть прочитаны ещё и в алтаре, так что далеко не факт, что в каком-то конкретном храме их вовсе не читают), а разрешительная молитва может быть произнесена шепотом и так скоро, что может сложиться впечатление, что её вовсе не читали. Впрочем, совершенно неважно, как совершил таинство Исповеди священник, ответственность за его правильное совершение лежит исключительно на нём, а причин сомневаться в действенности Таинства нет причин.
Думаю, Вы для себя сделали правильно, что ходите к священнику, исповедь у которого вызывает у Вас наименьшее смущение. А если нужен духовный совет, лучше попросить его не на исповеди, а договориться со священником об отдельной беседе уже вне исповеди а, например, до или после службы.
Храни Вас Господь!