Вопрос читателя:
Благословите, отче! Меня зовут Елена, я сильно переживаю из-за своих грехов юности. Каждый пост они всплывают в памяти. Я иногда записываю свои грехи в тетрадь, веду дневник, потому что так легче мне становится на душе. Воцерковлена с 24 лет, сейчас мне 44. То есть 20 лет. В связи с тем, что много приходилось переезжать, храмы тоже приходилось менять. Сейчас исповедуюсь тоже у разных священников. Когда я в городе нахожусь, как правило исповедуюсь у одного священника, а когда еду в деревню, там священники разные. И вот такое напало на меня искушение. Вспомнила грехи юности и написала их на листке, понимаю, что их уже исповедовала за столько-то лет, но как будто вспомнились новые эпизоды и я решила ещё раз исповедовать. Написала на листке, успокоилась, что его уже исповедовала, и легла спать спокойно. Утром пошла на исповедь и перед самым аналоем опять мысль про грех, который, как мне кажется, я уже исповедовала, и так я подала батюшке листок. Батюшка же имеет обыкновение принимать исповедь либо письменно (берет листок и сам читает), либо устно. Он не любит, когда к написанному что-то ещё устно добавляют и раздражается. И думаю, что же мне делать? Либо сказать сейчас на исповеди этот грех или на следующей? Надо было мне решиться и не бояться, что он рассердится на меня, а я растерялась. И мысль, что я же его исповедовала, тоже меня сбила с толку. Я сначала была спокойная, а потом пришла домой и стала переживать, что не сказала устно последний свой грех, который вспомнила ночью перед исповедью. Что мне делать? Опять все грехи снова исповедовать и последний грех? Как тяжело без духовного руководства. Иногда кажется, что сложно самой разобраться. Помогите мне, пожалуйста, понять, где грех, а где мнительность!
Елена
Ответ священника:
Здравствуйте, Елена. Господь Вас благословит!
Периодически ко мне подходят женщины с той же проблемой и просят принять у них, как они сами выражаются, «генеральную исповедь». Мы договариваемся на определенное время, встречаемся в храме, читаем положенные молитвы и далее я слушаю эту женщину либо читаю её заранее подготовленные записи. В подавляющем большинстве случаев такая исповедь помогает им [женщинам] закрыть вопрос, касающийся их бурной молодости, и они больше никогда к нему не возвращаются.
Поскольку Вы в Вашем письме упомянули о том, что священник в процессе прочтения Вашей исповедальной записки не слишком радушно воспринимает Ваши попытки что-то к написанному добавить, подчеркну, что подобного рода исповедь обязательно должна совершаться во внебогослужебное время, когда голова батюшки не занята вопросами прочтения бесконечного количества записок, дачи правильного возгласа, качества пения хора и многими-многими другими.
Ещё важно, Елена, для того чтобы такая исповедь не переродилась в некое неудобовразумительное и даже соблазнительное в какой-то степени действие, правильно выбрать перечень грехов, на основании которого будет составляться Ваша исповедальная записка. Он [перечень] не должен содержать слишком откровенных подробностей, например, или упоминания таких грехов, которые по факту грехами не являются. В противном случае в душе священника, Вашу исповедь принимающего, могут зародиться либо смущение, либо недоумение, которые вряд ли благотворно повлияют на его эмоциональный настрой.
Ну и самое главное, Елена, если у Вас получится всё организовать так, как описано выше, то я прошу Вас — переверните уже эту мысленную страницу Вашей жизни и перестаньте вновь и вновь её перечитывать и ворошить прошлое. Старайтесь жить, молиться, каяться, творить добрые дела здесь и сейчас, без оглядки на то, что с Вами случалось раньше. Иначе у меня и вправду может возникнуть подозрение, что мнительность играет не последнюю роль во всей этой истории.
Пусть Господь Вам поможет!