Автором картины XVII века «Христос и грешница», которая хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, является последователь Караваджо – художник Антиведуто Грамматика.

Это стало известно благодаря проведенному исследованию в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ им. А.С. Пушкина), сообщает сайт телеканала «Культура».

– Автор – Антиведуто Грамматика, ровесник Караваджо, и на раннем этапе пребывания Караваджо в Риме – его товарищ. Жил у него в мастерской, биографы говорят о том, что Антиведуто Грамматика был его моделью, что он с него писал головы, изображения юноши и так далее, – рассказала главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина Виктория Маркова.

Полотно «Христос и грешница» поступило во Владимиро-Суздальский музей из коллекции Владимира Храповицкого, который приобрел его в конце XIX века.

На лицевой стороне картины имени автора нет, т.к. в начале XVII века художниками было не принято подписывать свои работы. В связи с этим в музее картину атрибутировали как «НХ» – работа неизвестного художника.

Во время исследования полотна эксперты провели рентгенографию, изучили холст, грунт и красочные слои.

– Караваджо, например, работал густыми, энергичными мазками. Антиведуто работает в другой технике. Он наносит краски жидко, и рентгенограмма другая. Но в целом она выдержана в традиции римской живописи первой половины XVII века, – пояснил зав. отделом научно-технического обеспечения реставрационных работ ГМИИ им. А.С. Пушкина Юлий Питеря.

Отмечается, что сделанное открытие – настоящая сенсация, т.к. творчество Антиведуто Грамматики в России до этого было представлено лишь одной работой в Эрмитаже – картиной «Мария Магдалина с двумя ангелами у гроба Господня», а в стенах Владимиро-Суздальского музея представить полотно западноевропейской живописи такого уровня вообще казалось невероятным.

– Это одна уникальная работа. У нас есть очень интересные работы периода русского авангарда, очень интересные работы других периодов западноевропейской живописи: немецкой, голландской. Поэтому я думаю, что нас ждут еще открытия, – поделилась гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева.

В свою очередь, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачева сообщила, что установка авторства неатрибутированных картин – очень важная работа, при этом в России она системно никогда не велась «в силу многих обстоятельств».

– Последние 30 лет большинство музеев вообще выживали, особенно за пределами крупных городов. А сейчас музеи выдохнули: государство серьезно вкладывает в культуру, и у нас появилась возможность, помимо вопросов, связанных непосредственно с выживанием, заняться тем, ради чего создан музей, – резюмировала Елизавета Лихачева.

0
3
Сохранить
Поделиться: