С началом распространения коронавирусной инфекции, а также паникой, усердно нагнетаемой СМИ, активизировались и апокалиптические чаяния церковного народа. Ситуацию усугубляет еще и тот факт, что на каноническую территорию большинства Православных Церквей все это безобразие пришло в Великий пост, а пик заболеваемости подкрался аккурат под Пасху.
При таком положении дел невольно приходят на ум слова Христа: и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней (Мк 13:8). Но следует сказать, что мы далеко не первые православные христиане, кто попал в подобную ситуацию. К примеру, «Устав о карантинах, составленный по Своду законов изд. 1857 года и по Продолжению 1876 года», пункт 1378, предписывает закрытие/открытие храмов (богослужения) по усмотрению местного начальства. При этом пунктами 831 и 835 за нарушение карантинных мер предполагается серьезное взыскание, вплоть до смертной казни. Есть также распоряжение Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Пимена, по Ставропольской епархии, № 24/И11, 1970 года, в связи с распространением эпидемии, запрещающее причащение народа, целование икон, крестов и прочих уже знакомых мер.
Но сегодня вроде как время особенное, поэтому, дабы немного успокоиться, нужно сказать пару слов о том, что же нам говорит Откровение апостола Иоанна Богослова. Начать хотелось бы с конца, а точнее со слов: Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь (Откр 22:20–21).
Давайте подумаем вот о чем: если, предположительно, кто-то из нас все-таки доживет до последних времен, то он все равно увидит лишь некую малую часть тех страшных событий, касающихся конкретно его жизни.
Но вот апостол Иоанн лицезрел все в совокупности — и после этого он не трясется, не паникует, а заканчивает свое повествование таким замечательным возгласом. Таким образом, итоговый акцент он все равно делает на Спасителе, а не на антихристе.
Сегодня приходится слышать много фантазий некоторых ученых, философов и писателей о космическом прошлом или кибернетическом, технократическом будущем человечества, выстраиваются возможные планы и сценарии, но только вот все эти разговоры избегают самого главного — смысла. Куда мы идем? Для чего существуют люди? Почему существует мир? Неужели все закончится сырой могилой для каждой отдельной личности и пустым безжизненным пространством для вселенной?
Мы прекрасно понимаем, что нет. Поэтому Апокалипсис, как часть Священного Писания, — это еще и книга смыслов. В ней нужно видеть не крах нашей больной цивилизации, к которой мы так привязаны, а потому и боимся, не разрушение наших надежд и планов на отпуск, в конце концов, даже не трудности, которые придется пережить последним христианам на земле, а победу Христа над дьяволом, победу жизни над смертью, уничтожение всего того зла, что делается человеческими руками и бесовскими лапами.
Ждать нужно не «козлиную морду», думающую, что она чем-то тут руководит и что-то может в отрыве от Бога, а бесконечно любящего нас Творца. После Страшного суда, наступит время, когда иссякнет, пропадет христианская надежда, все будет решено, но до тех пор мы живем чаяниями на вечное блаженство с Тем, Кто свою жизнь отдал за нас.
Давайте вернемся к сегодняшней ситуации. О болезнях при конце света сказано достаточно ясно, и мы все эти места хорошо знаем. Но вот вопрос: можно ли коронавирусную инфекцию рассматривать как стопроцентный признак пришествия антихриста? Думаю, что нет. Это ни в коем случае не значит, что нужно оставить молитву, трезвение, расслабиться и «залипнуть» в Интернете и компьютерных играх на карантине.
Приведем пример. В шестой главе Откровения читаем следующее: И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя “смерть”; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр 6:8). Евсевий Кесарийский упоминает, что многие христиане ассоциировали эти слова не с далеким будущим, а со временем гонений императора Максимиана.
Упоминание о болезнях можно видеть и в таких словах: Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих (Откр 16:10–11). Здесь же речь идет о язвах, которыми Господь поразит обольщенных антихристом людей, т. е. о вполне конкретном физическом наказании, вряд ли это можно отнести к коронавирусу, при его-то 80 % легкости форм и смертности в 3-4 %, причем людей в среднем 70-80 лет.
В двенадцатой главе мы читаем о явлении некой жены, с венцом из звезд, облеченной в солнце, и луной под ногами, которая имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения (Откр 12:2). Некоторые толкователи видели в этом образе Богородицу, но такие святители, как Ипполит, Мефодий и Андрей Кесарийский относят его к Церкви. А вот «муки рождения» — это устойчивый термин, обозначающий скорби последних времен, с которыми предстоит столкнуться христианам. Здесь напрямую напрашивается аналогия со словами апостола Павла: Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес 5:3).
Подведем маленький итог. В Апокалипсисе действительно есть указания на болезни, но выглядят они гораздо конкретнее и устрашающе, чем во многом «дутая» паника вокруг коронавируса.
То, что сегодняшние мировые события — это некая репетиция будущих действий по прельщению людей антихристом, вполне возможно, но нам еще предстоит это осознать исходя из последствий, которые наступят в дальнейшем.
Сейчас же что-то утверждать с весомой долей вероятности еще не приходится. Стоит ли нам, христианам, бояться возможных грядущих испытаний? Конечно, нет. Мы же ждем не антихриста, а Спасителя нашего, а если кому и доведется увидеть кончину мира, то время это, несмотря на всю тяготу, должно стать временем счастливого и терпеливого ожиданий самой важной встречи со Христом: Ей, гряди, Господи Иисусе!