У меня родилась дочка. Решили ее назвать простым русским именем - Маша. Признаться, мне не нравится стремление современных родителей назвать ребенка понеобычнее. Тем более, старшего сына зовут Ваней. Получилось как в сказке – Иван да Марья.
Настала пора ребенка крестить - и тут начались сложности. Ведь при крещении имя дают в честь святого - таким образом человек приобретает небесного покровителя. Когда священник спросил, в честь какой Марии хочу назвать девочку, я растерялась. Честно говоря, меня мало интересовал этот вопрос...
В конце концов нарекли моего ребенка в честь Марии - сестры Лазаря и отпустили с миром. А я, придя домой, принялась читать жития святых, чтобы узнать, чем же прославилась наша святая - уж очень стыдно стало за свое невежество.
Увлекшись, прочла и о других Мариях. Их оказалось много - и ни одной похожей судьбы.
* * *
Больше всех почитают, конечно, Пресвятую Богородицу - Деву Марию. Ведь Матерь Божия (как верят православные) является заступницей и молитвенницей за нас перед Господом. Люди молятся ей, просят ее о помощи в самые тяжелые моменты жизни - и по многочисленным свидетельствам, собранным Церковью за сотни лет, эти моления, обращенные к Богоматери, не остаются без ответа...
События ее жизни стали великими праздниками для всех христиан. Это Рождество Богородицы (21 сентября), Введение во Храм (4 декабря), Благовещение (7 апреля), Рождество Христово (7 января), Сретение (15 февраля), Успение (28 августа).
Однако всем желающим креститься необходимо помнить, что по обычаю, принятому в Русской Православной Церкви, в честь Богородицы крещающихся не нарекают. Возможно, эта традиция сложилась потому, что Пресвятая Дева Мария в глазах православных христиан является заступницей за каждого, независимо от того, как человека зовут.
Поэтому речь у нас пойдет о других святых женщинах, носящих это славное, давно пришедшее к нам и укоренившееся в России имя - Мария.
Святая равноапостольная Мария Магдалина
Имя этой святой знакомо многим, но подробности жизни известны не всем. Часто смешивают жития Марии Магдалины, Марии Египетской и Марии - сестры Лазаря.
Святая Мария происходила из палестинского города Магдалы. Она тяжко болела и никто не мог ее вылечить, так как она была бесноватая, т.е. одержимая бесами.
Услышав о чудесах, творимых Иисусом Христом, она пришла к Нему с мольбой о выздоровлении и получила исцеление. Не только чудо исцеления, но и чудо самой этой встречи заставило Магдалину уверовать в Иисуса Христа Спасителя и стать верной Его ученицей. Святая Мария не отреклась от Него даже во время страшных испытаний, ареста и суда над Учителем. Даже когда апостолы испугались и покинули Его. Она была свидетельницей Распятия, смерти и погребения Христа. И она же стала очевидицей потрясающего чуда - Воскресения Спасителя из мертвых.
Это произошло на третий день после Распятия. Мария вместе с другими женщинами пришла к могильной пещере, чтобы воздать последние почести Учителю, умастив Его Тело миром - драгоценным благовонным маслом. Но к их ужасу Христа в гробнице не было...
Горе женщин было настолько велико (и, наверное, слезы им мешали), что они приняли двух ангелов, сидевших на камнях гробницы, за людей и молили сказать, куда унесли их Учителя. И даже когда перед Магдалиной появился Сам Христос, она не узнала Его. Она подумала почему-то, что это садовник - и вновь спрашивала о пропавшем из гроба Иисусе. Тогда Христос назвал ее по имени - и Мария вдруг поняла, Кто это, и какое чудо вошло в мир!..
Их стали называть "женами-мироносицами" - не оттого лишь, что святая Мария и ее спутницы несли драгоценное масло к могильной пещере. А потому что как драгоценнейшее миро понесли эти женщины людям Весть о Воскресении Спасителя... А люди не верили, не хотели, а часто и не принимали этой Вести. И даже ближайшие ученики Христа - апостолы - не сразу поверили тому, о чем так убежденно говорили им жены-мироносицы.
Святую Марию называют равноапостольную именно потому, что ей пришлось наравне с апостолами утверждать среди людей христианскую веру. О том, какими путями ей пришлось пройти на этом поприще, мы можем лишь догадываться по различным преданиям.
Известно, что она проповедовала Евангелие (что в переводе с греческого означает "благая весть") в Иудее, потом в Италии, в Риме.
Есть легенда, записанная в житии, о посещении святой Марией римского императора Тиберия. В то время у иудеев был обычай: являясь в первый раз к знатным особам, подносить в знак почтения дары. При этом люди бедные дарили разные плоды или яйца птиц. И вот, согласно легенде, Мария Магдалина сумела вручить свой подарок - яйцо красного цвета - самому римскому императору Тиберию. (Есть версия, что яйцо само окрасилось прямо на глазах властителя Рима). Она протянула ему свой дар со словами: "Христос Воскресе!"
Тиберий заинтересовался цветом яйца, и тогда Мария рассказала ему о Христе, его чудесах, страданиях, смерти и воскресении.
Предание гласит, что император поверил Марии, даже предложил причислить Иисуса Христа к числу римских богов (этому помешали сенаторы). Что сам он письменно засвидетельствовал чудесное воскресение Христа из мертвых, тем самым облегчив распространение христианства в языческом мире...
Историки отрицают подлинность этих событий. Но обычай, по которому христиане, поздравляя друг друга с Пасхой, дарят крашеные яйца со словами "Христос Воскресе!" - очень древний. И родоначальницей этой традиции считают святую Марию Магдалину.
Память святой равноапостольной Марии Магдалины празднуется 22 июля (4 августа).<
Преподобная Мария Египетская
Мария Египетская жила в VI веке от Рождества Христова (как принято говорить, в VI в. нашей эры). Ее судьба настолько необычна, что маловерующим людям может показаться фантастическим вымыслом. Однако отнести житие этой святой к числу легендарных верующим не позволяет авторитет ПРЕПОДОБНОГО ЗОСИ-МЫ, старца, которому довелось лично видеть Марию Египетскую. Его самого хорошо знали современники-христиане, а духовная чистота и правдолюбие никогда не вызывали сомнений.
Именно старец косима поведал миру об этой великой святой, и христиане свято верят его рассказу.
Между тем, юность преподобной Марии никак не указывает на будущую святость.
Мария, родившаяся где-то в провинции, не была воспитана христианкой, нигде не училась (даже не умела читать и писать), дом свой покинула в 15 лет, чтобы никогда туда не возвратиться. Она переехала в богатейший и красивейший город Византийской империи - Александрию Египетскую - но вовсе не для того, чтобы учиться, трудиться и праведно жить.
Напротив: Мария, которая с юных лет была очень красива, искала для себя столь же "красивой", "идеальной" жизни. А ее идеалы оказались абсолютно нехристианскими... С 15 лет Мария начала вести распутную, блудную жизнь, "посвятила" этому СЕМНАДЦАТЬ лет, и в свои 32 года, казалось, вовсе не собиралась останавливаться. Причем секс (пользуясь современным словом) не был для нее средством заработка, он был целью и смыслом ее тогдашнего существования. Ей казалось, что без этого просто невозможно существовать...
Когда в свои 32 года Мария увидела корабль, направлявшийся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, эта женщина, даже не задумываясь об опасностях морского путешествия, решила плыть. Но совсем не ради праздника, а потому, что на корабле было множество паломников в Святую Землю - МУЖЧИН. И ей захотелось соблазнить КАЖДОГО пассажира этого корабля. Все плавание до Иерусалима она совращала их - молодых и старых. И ни один не мог устоять перед нею...
* * *
Мария, как известно, не получила христианского воспитания и образования. Но она жила в эпоху, когда христианство было государственной религией в Византии. Тогдашняя Александрия славилась как один из церковных центров. В Иерусалиме уже сравнительно давно найден был подлинный крест, на котором распяли Христа; выстроены величественные храмы. Подавляющее большинство подданных империи крестились и считали себя (или считались) христианами.
Но на практике подлинно верующих, живших по духовным и нравственным канонам христианства людей было (как и во все времена) совсем немного. Мнимое, показное благочестие не могло скрыть неверия и безнравственности, продолжавших оставаться "нормой жизни" общества. Это вызывало бегство бескомпромиссных христиан в пустыни, где создавались и вырастали монастыри.
Скорее всего, Мария, как и большинство ее современников, была знакома с чисто формальной, обрядовой стороной веры. Поэтому нет ничего необычного в том, что по прибытии в Иерусалим, когда народ (в том числе паломники с корабля - недавние попутчики и любовники Марии) направился к Храму, она как ни в чем не бывало пошла вместе со всеми.
Людей было очень-очень много. Так много, что у дверей Храма царила неописуемая толчея. Мария оказалась у самого порога, но никак не могла протиснуться сквозь толпу, чтобы войти в церковь. Толпа все время мешала Марии, все время оттесняла от входа. Ее все отталкивали - по крайней мере, так ей казалось.
А потом все вошли, а Мария осталась перед открытыми дверями. Она уже в одиночестве двинулась вперед, и вдруг почувствовала, что ее снова оттолкнули... Но вокруг никого не было! Она вновь шагнула к дверям - и снова какая-то сила отбросила ее. Что за сила? Почему?!
В душе ее родились недоумение и страх. Пытаясь понять, что же с ней все-таки происходит, Мария подняла глаза и как будто впервые увидела на церковной стене икону - образ Богородицы.
И вот, перед иконой Девы Марии, внезапно, в сердце Марии Египетской всколыхнулась настоящая, искренняя вера в Бога. Это перевернуло всю ее душу. Прежняя жизнь предстала перед Марией как сплошной, непрерывный, грязный и гнусный грех. Вспомнилось все, что она делала, нахлынул стыд за прошлое и ужас перед будущим...
Мария зарыдала, бросилась на колени. Она стала умолять Богоматерь помолиться Христу, чтобы ее пустили в Храм. Это была молитва очень верующего человека. Мария молилась так, словно Сама Богоматерь была перед нею. И тут Мария Египетская дала обет навсегда оставить прежнюю жизнь и посвятить себя Богу. Потом она встала - и беспрепятственно вошла в церковь.
Там Мария подошла к великой христианской святыне, Кресту, на котором был распят Иисус Христос (этот Крест был найден - раскопан на Голгофе по распоряжению и под наблюдением святой равноапостольной царицы ЕЛЕНЫ - матери первого римского императора-христианина святого равноапостольного КОНСТАНТИНА). Перед этим крестом Мария помолилась. Затем, выйдя из Храма, Мария купила три хлебных лепешки и, больше не заходя в город, перешла за реку Иордан. Перешла и углубилась в самое сердце страшной, тогда еще вовсе необжитой палестинской пустыни, чтобы никогда больше оттуда не возвращаться...
* * *
И здесь мы с вами вплотную подошли к раскрытию одного из христианских "парадоксов".
До ухода в пустыню Мария была знакома, наверное, с сотнями и даже тысячами людей. Она все время находилась среди них. И тем не менее, мы никогда и ничего не узнали бы о ней - блуднице Марии из Александрии Египетской... И только уход в пустыню, где ей во весь отпущенный Богом срок жизни суждено было встретить ОДНОГО-ЕДИНСТВЕННОГО человека, сделало ее имя известным и почитаемым всеми христианами.
Кто же этот человек?
Как уже было сказано, о преподобной Марии нам известно от святого преподобного старца Зосимы. Это был монах, известный еще современникам своей великой праведностью. Больше всего он боялся земной славы, стремился избежать тщеславия и самопревознесения. Он молился, чтобы Господь показал ему пример настоящего подвига веры, потому что собственные дела считал ничтожными.
А притом старец Зосима действительно был одним из удивительных христиан своего времени. Он путешествовал по монастырям, пытался поселиться там, но всюду вызывал удивление братии своей духовной чистотой и святостью - и от этого явного почитания вновь убегал. Наконец он оказался в монастыре, расположенном недалеко от реки Иордан, на границе палестинской пустыни. Распорядок (или иначе "устав") тамошней жизни был очень строгий, и преп. Зосима остался там.
Наступил канун Великого поста. По тогдашней традиции в воскресение монахи последний раз собирались вместе, просили друг у друга прощения (отсюда - Прощеное Воскресение) и взявши минимум еды, на сорок дней, по примеру Самого Иисуса Христа, уходили молиться в пустыню - до праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного Воскресенья). Это было опасное путешествие - монахи рисковали погибнуть от солнечного зноя или ночного холода, от жажды, утомления. Была реальной угроза нападения хищников - в то время в палестинской пустыне водились даже львы. Существовали и другие напасти, знакомые только верующим, духовным людям: нападения бесов (существование которых многие из нас считают выдумкой).
И тем не менее, каждый год древние монахи отправлялись в этот Великопостный путь. И в тот раз старец Зосима так же, сказав братии последнее "прости", вышел из монастыря.
Именно тогда, во время многодневного странствия по пустыне, в совершенно безлюдной местности он неожиданно для себя явственно увидел вдали совершенно необычайную, очень тонкую фигуру ЧЕЛОВЕКА. Он или она (понять Зосима не мог), был почти совершенно наг, его кожа буквально почернела под солнечными лучами, отчего особенно странно выглядели короткие белые волосы на черной голове.
Зосима хотел подойти, но черный человек, в свою очередь заметив старца, стал убегать. Зосима, задыхаясь, на бегу, умолял его остановиться, не гнушаться общением с таким "недостойным грешником", как он. Старец чувствовал, что это необычная встреча. И убегавший вдруг замедлил бег и, оставаясь достаточно далеко, крикнул старцу, чтобы тот остановился и отошел, положив на землю плащ. Зосима выполнил эту просьбу, человек, закутавшись в монашеский плащ, приблизился к старцу... и бросился перед ним на колени...
Так встретились преподобный Зосима и преподобная Мария Египетская. Это была первая за многие годы ее встреча с человеком. До тех.пор она всегда избегала общения с людьми. Но со старцем Зосимою Мария заговорила, потому что желала исповедаться и причаститься перед смертью (о сроке которой она знала заранее).
Это была совсем иная Мария, чем та женщина, которая, раскаявшись, покинула когда-то Иерусалим. Старец спросил, в каком году преподобная перешла Иордан, и оказалось, что Мария провела в пустыне одна... 47 лет!
Она рассказала преподобном Зосиме историю своей жизни совершенно откровенно, беспощадно по отношению к себе. Рассказала также искренне и о том, как тяжело было исполнение покаянного обета.
Св. Мария выдержала голод, питаясь только крошками тех трех окаменевших со временем хлебных лепешек и съедобными кореньями; терпела дневную жару и затем - внезапное наступление жуткого ночного холода. Но самым страшным испытанием, по словам Марии, стала для нее тоска по прошлой жизни.
Она сказала старцу, что боролась с блудным грехом 17 лет - ровно столько, сколько была блудницей... И когда ее настигали воспоминания о прежней жизни, страсть так раздирала ее, что она каталась по земле.
Только горячее раскаяние, великая любовь к Богу и постоянная молитва помогли ей выдержать этот ужас. И вот в последующие тридцать лет страдания прекратились - произошло чудо.
Мария достигла такой святости, что переходила реку Иордан "яко посуху", во время молитвы возносилась от земли на воздух - все это старец Зосима видел собственными глазами. Она цитировала фрагменты Священного писания, хотя была неграмотная и никогда не брала в руки Библию.
Но, главное, - она до сих пор искренне думала о себе, как о самом дурном и грешном человеке на свете; все чудеса своей пустыннической жизни она приписывала не себе, а относила к помощи Иисуса Христа и своей Небесной Покровительницы - Богоматери; в себе же не находила никаких достоинств.
Наблюдая и слушая преподобную Марию, св.Зосима понимал, что его молитва услышана Богом - и вот сейчас перед ним человек, который по вере своей сделал то, что было не по силам самому старцу. И всякое тщеславие, с которым раньше приходилось бороться Зосиме, растаяло, как дым.
Старец встречался с преподобной два раза в течение двух лет. Прощаясь после второй встречи, св.Мария обещала, что Зосима найдет ее еще раз. И когда, ровно через год, монах пошел в пустыню, он увидел там необычайное сияние. Двигаясь по направлению к этому свету, Зосима, наконец, нашел неподвижно и прямо лежавшее тело скончавшейся преп. Марии. Это было то самое место, где старец когда-то встретил ее.
Так уж получилось, что при жизни св. Марии преп. Зосима не спросил ее имени. И теперь, подойдя к телу, он обнаружил рядом начертанную на земле надпись, из которой узнал, что преподобную звали МАРИЯ - и вновь был потрясен. Ведь скончавшаяся была неграмотной. Старец попытался вырыть могилу, но земля была настолько твердой, что он не мог ее даже расковырять. Пока он пытался это сделать, к месту событий пришел огромный лев. Зосима подумал, что хищник растерзает и тело св. Марии, и его самого. Но произошло иное: дикий зверь своими когтями выкопал яму, в которой преп.Зосима смог похоронить святую преподобную Марию. Так чудесным образом оканчивается ее житие.
* * *
Один из читателей черновика этой главы сказал: "И все-таки это какой-то вымысел, так не бывает".
Что на это ответить?
Характерно, что большинство из тех, кто отрицает чудеса христианские, не отвергает самую возможность чуда. Просто относятся к чудесам избирательно. Эти люди зачастую верят в йогов, экстрасенсов, телепатию и прочие необъясненные явления. Если рассказать, что йог был заживо погребен в могиле, что сердце его при этом не билось, дыхания тоже не было, а через три дня его выкопали - и он ожил - они поверят. Однако евангельские и житийные чудеса при этом вполне могут назвать вымыслами, галлюцинациями, даже бредом. Или, по крайней мере, навязать христианским чудесам какие-нибудь модные восточные, псевдонаучные или мистические толкования - только не принять чуда таким, как оно есть.
Почему? Возможно, людей смущает отсутствие в описании и толковании этих явлений превознесения собственно человека, "неисчерпаемых возможностей его организма" и т.п. вещей. Превознесения человека как такового, самого по себе, вне божественной благодати.
Нам всем свойственно своего рода коллективное тщеславие, скрытая или открытая гордость за то, что мы человечество. Мы стремимся считать себя выше других существ, а себя лично - выше окружающих нас людей.
И все, что поддерживает это наше тщеславие, в том числе и феноменальные способности: колдовство, предсказательство, телепатия, экстрасенсорика - нам по душе. Мы готовы также признать над собою власть или влияние каких-нибудь "инопланетян" - т.е. тоже как бы человечества, но "более высокоразвитого".
Но принять чудо, в центре которого не сам человек и не человечество, а именно Бог, который только и дает человеку жизнь, делает ее наполненной глубоким смыслом и подлинными чудесами - это далеко не каждому нравится, это многих из нас как бы "унижает"...
Впрочем, для тех, кому трудно поверить во все чудеса жития преподобной Марии, все же есть смысл познакомиться с ним и подумать вот о чем.
Блудница-Мария была необычайно сильная женщина. Она всех побеждала своей страстью, все подчиняла единственной цели. Изменилась ли она после покаяния? И да, и нет. Конечно же, преподобная Мария с прежней жизнью порвала полностью. Но ее порыв, колоссальная целеустремленность, воля к победе (но уже победе над собственным грехом) - остались прежними.
Часто говорят, что христианское покаяние задавливает, уничтожает личность. А слово и опыт православия утверждают обратное: личность человека сохраняется, он не теряет своего "я", даже наоборот - качественно обогащается. Меняется лишь направление, в котором человек идет. И те личные свойства и качества, которые прежде "помогали" лишь губить, развращать, унижать человека, могут начать служить его нравственному возрождению. И в житии преподобной Марии Египетской эта идея сохранения и спасения человеческой личности по воле Божией отразилась в огромной степени.
Память преподобной Марии Египетской - 1 (14) апреля.
Святая равноапостольная Мария (сестра святого Лазаря Четверодневного)
О нашей Марии - сестре Лазаря известно немногое - но это немногое знает практически каждый христианин.
Мария была одной из учениц Самого Иисуса Христа, жила с сестрой Марфой и братом Лазарем в Вифании - селении, расположенном неподалеку от Иерусалима. Иисус любил останавливаться в доме Лазаря, учил, проповедовал там. С одним из таких посещений связана знаменитая евангельская история о Марфе и Марии.
Но прежде чем напомнить ее, мы хотели бы обратить внимание на два обстоятельства. Многие, слышавшие или читавшие рассказ о Марфе и Марии не слишком внимательно, наверняка сделали для себя два поспешных вывода. Первый - о каком-то маловерии и практицизме Марииной сестры Марфы, эдакой ее "недостаточной святости". Опровержение этого "облегченного" подхода к личности святой Марфы ждет вас в ее житии. А второй вывод - о Марии - прямо "противоположный". Ведь она, по словам Иисуса Христа, "благую участь избрала", а значит с ней, вроде бы, все и так ясно!
Между тем, внимательно читая Евангелие, мы с вами убедимся, что святая Мария, отличавшаяся необычайной любовью к своему Учителю, часто вызывала этим у своих близких, учеников Иисуса, вообще у окружающих (но только не у Самого Христа!) совершеннейшее непонимание. И эпизод с Марфой - только первое тому подтверждение.
Вот как это было. Однажды, когда Иисус проповедовал в доме Лазаря, Мария так заслушалась его, что как бы нарушила законы гостеприимства, перестала помогать своей сестре. И Марфа, хлопотавшая по хозяйству и готовившая угощения для гостей, пожаловалась, что та ей не помогает. Иисус же ответил: "Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее".
Уже из данного эпизода ясно, как любил Христос эту свою ученицу, но здесь же мы видим и непонимание Марфою действий сестры.
Следующее событие в жизни святой, известное нам по Евангелиям, - событие великое -это ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ, брата св.Марии. И вновь Мария вызывает недоумение, на этот раз - у своих односельчан.
Это случилось в субботу, за шесть дней до иудейской Пасхи, т.е. меньше чем за неделю до Распятия и смерти Спасителя на Кресте. Незадолго до этого Лазарь внезапно заболел и очень быстро умер. Когда извещенный о смерти Лазаря Иисус оказался на подходе к Вифании, прошло уже четыре дня с момента кончины Лазаря.
Мария и Марфа затворились в доме, оплакивая брата. Этого требовал обычай, этого желали и сестры, внезапно испытавшие страшный удар. Но когда пришла весть о том, что к селению приближается Христос, Марфа, которая первая узнала об этом, все бросив, побежала Ему навстречу. Они встретились далеко "за околицей" Вифании. И диалог их помогает нам узнать подлинную глубину Марфиной веры.
Прочтем, как описан этот разговор в Евангелии от Иоанна:
"Марфа сказала Иисусу: "Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог". Иисус говорит ей: "Воскреснет брат твой". Марфа сказала Ему: "Знаю, что воскреснет в Воскресение, в последний день." Иисус сказал ей: "Я есмь Воскресение и Жизнь; верующий в Меня, если умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет. Веришь ли сему?" Она говорит Ему - так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий". Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя."
Снова Христос призывал Марию. Но почему Марфа звала ее тайно?
Как уже говорилось, традиции требовали, чтобы родственники усопшего оплакивали его одни, закрывшись в доме. Но Мария, узнав о приходе Спасителя, выбегает навстречу ему открыто, прямо сквозь толпу односельчан (Марфа смогла уйти незамеченной). И ее снова не поняли - на этот раз окружавшие дом соседи.
Пытаясь объяснить для себя происходящее, они подумали, что Мария направляется к гробнице брата, чтобы оплакивать его там. Но, выйдя вслед за нею, люди неожиданно оказались на дороге, где Марфа стояла со Христом и апостолами...
Мария пала к ногам Его и сказала вслед за Марфою: "Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой". И Христос, как сказано в Евангелии, "воскорбел духом и возмутился", думая о смерти своего друга и ученика Лазаря.
Христа привели ко гробнице, где лежало тело усопшего, и здесь произошло потрясшее всех чудо - воскрешение Господом умершего Лазаря. Лазарь, закутанный еще в "гробные пелены", ожил и вышел к людям из могильной пещеры. И в дом Марии и Марфы нежданно врывается утешение, радость, праздник...
И здесь снова наше внимание привлекает святая Мария.
Вновь (уже в третий раз!) ее необычайно откровенная, женственная - но чистая помыслом - любовь ко Христу повергла в недоумение некоторых окружавших Его людей. А произошло вот что. Мария взяла алавастровый сосуд, наполненный драгоценным нардовым миром, и помазала этим чудесным маслом ноги Спасителя. А потом своими длинными волосами отерла ноги Его.
И, как сказано в Евангелии от Иоанна, "дом наполнился благоуханием от мира"...
И тут Иуда Искариотский, тот самый, кто предал Христа, выразил возмущение растратой дорогого масла (в сосуде был фунт, т.е. целых 400 граммов мира!) и сказал, что миро можно было продать и раздать деньги нищим.
Но Христос ответил обвинителю Марии и всем, кто подумал так же, как Иуда: "Оставьте ее, она сберегла это на день погребения моего. Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда"... Впереди было ликование толпы во время Входа Господня в Иерусалим, несколько дней до Тайной вечери. А потом - ночь ареста, суд, осуждение и смерть на Кресте.
И затем, на третий день, Мария - сестра Лазаря, вместе с другими святыми женами-мироносицами вновь возьмет драгоценное масло и пойдет помазать Им истерзанное Тело своего Учителя. Но когда они придут ко гробу, Христа в нем уже не будет...
Память святой Марии празднуется в неделю жен-мироносиц (третья неделя после Пасхи).
Святая преподобная Мария, именуемая также Марином
В житиях святых есть поучительное сказание о МАРИИ, ИМЕНУЕМОЙ МУЖЕМ МАРИНОМ.
Она вместе со своим отцом Евгением жила в Вифинии (не путать с Вифанией, родным селением свв. Лазаря, Марфы и Марии). Вифиния была византийской провинцией в Малой Азии (территория нынешней Турции) в VI веке.
Мать Марии умерла очень рано, и когда Мария достигла совершеннолетия, ее отец - Евгений, очень верующий человек, решил уйти в монастырь. Он собирался оставить все имущество дочери, но девушка наотрез отказалась и неожиданно стала умолять отца взять ее с собой.
Евгений, конечно, был рад стремлению дочери к служению Богу, но взять девушку в МУЖСКОЙ монастырь он не мог! А Мария все настаивала. И настал момент, когда она убедила отца согласиться на совершенно необычайный поступок. Она остригла волосы и переоделась мужчиной. Вместе с Евгением его дочь Мария (ставшая именоваться Марином), все-таки поступила в мужской монастырь.
* * *
Здесь у читателей наверняка возникнет вопрос: почему преподобная Мария не пошла в женский монастырь? Не был ли поступок Евгения и его дочери дурным, неправедным? И как же в такой ситуации могла быть причислена Мария-Марин к лику святых?
На первый вопрос ответа в житии мы не найдем. Там просто рассказана эта история, как она есть. Возможно, поблизости не было женского монастыря; может быть, высок был уровень благочестия в том монастыре, куда вслед за отцом устремилась преп. Мария. Может, отец и дочь, прожившие столько лет вместе, и Богу послужить хотели вместе, или было им какое-то видение, знак Божий, что поступок их праведный... Об этом остается только догадываться.
Был ли дурным поступком сам по себе приход девушки на житие и служение в мужской монастырь? - вряд ли. В понимании христианской веры, человек, вступая на путь монашества, духовно, незримо приобретает АНГЕЛЬСКИЙ ОБЛИК, вступает в ту сферу близости к Богу, где, по словам св. апостола Павла, нет ни мужчины ни женщины, ни эллина ни иудея, ни раба, ни свободного...
Конечно же, монастыри разделялись на мужские и женские - чтобы не давать повода духовно слабым людям к блудному греху. Но чем ознаменовался приход в мужской монастырь преподобной Марии, дал ли он повод для дурных суждений? И почему имя ее появилось в святцах?
Ответом на этот, третий вопрос, является вся последующая земная жизнь преподобной Марии.
Очень скоро молодой монах Марин стал выделяться многими добродетелями: послушанием, смирением, постничеством. Он приобрел власть над злыми духами, и к Марину стали приводить бесноватых со всей округи, которых он "отчитывал" - читал молитвы, изгонявшие нечистую силу, освобождавшие человека от беснования.
Слава его быстро росла, но монаха Марина, точнее преп. Марию, ждал внезапный удар.
Как-то раз, после окончания работ на монастырском огороде, к игумену монастыря явился хозяин ближайшей гостиницы и заявил, что монах Марин соблазнил его дочь, и та уже скоро родит ребенка! Игумен, который был необычайно высокого мнения о своем "брате", наотрез отказался этому верить. Но разбирательство-таки начал.
Выяснилось следующее. Монастырский огород находился довольно далеко от стен обители. И однажды, в разгар работ игумен отправил на помощь братии Марина. Путь был неблизкий, потом долго трудились, и молодой монах, не успевший вернуться в монастырь до наступления ночи, решил заночевать в гостинице...
А через какое-то время открылось, что дочь хозяина гостиницы беременна. Она рассказала своему отцу, что ее соблазнил именно Марин, в ту самую единственную ночь, когда останавливался у них на ночлег. Сказала, что раньше не хотела говорить, чтобы не позорить монастырь и самого Марина. Но оказалось, что она беременна, и скрывать "правду" теперь бесполезно...
Настоятель все-таки не хотел верить услышанному. И тогда позвали Марина. А тот, упав в ноги настоятелю, признался в "совершенном грехе"! Это было для игумена потрясением, каким-то немыслимым кощунством, предательством!
И разгневавшись, он выгнал Марина из монастыря. Но тот никуда не ушел, а стал жить прямо на голой земле, на ветру, перед монастырскими воротами, питаясь и укрываясь, чем Бог пошлет. И в течение трех лет безропотно терпел холод и зной.
Дочь хозяина гостиницы тем временем родила мальчика, но воспитывать его отдали "отцу" - Марину. Братия, видя все это, стала жалеть монаха. Собравшись, иноки пришли к игумену и упросили пустить Марина обратно. Настоятель отвел ему последнее место в монастыре, поручал самые тяжелые работы (а тот к тому же воспитывал мальчика!), но монах все исполнял с великим терпением, смирением и любовью.
Повзрослев, его воспитанник принял монашество и снискал всеобщую любовь своими добродетелями... А Марин, тем временем, умер. Прожил он сравнительно недолго - возможно, лет до сорока. Ведь живы были и игумен монастыря, и хозяин гостиницы, и конечно же, его дочь... Готовя тело Марина к погребению, монахи неожиданно увидели, что их брат был на самом деле ЖЕНЩИНОЙ, "невестой Христовой"!
Когда рассказали об этом игумену, тот был изумлен: какое же великое смирение имела святая Мария, чтобы не оправдываться перед лицом такой чудовищной лжи!
Позвали старика - хозяина гостиницы и его дочь, которая после совершенного греха стала бесноватой. Их привели прямо ко гробу преподобной и здесь раскрыли тайну Марина. И тут дочь хозяина стала каяться в своей лжи, плача, рассказывать о том, как прижила ребенка от случайного проезжего, остановившегося в гостинице. Как оклеветала Марию, считая, что таким образом оправдает себя в глазах людей. Она все время просила прощения у Марина, умоляла отпустить ей этот грех. И тогда ее подвели к самому гробу преподобной Марии, столь прославившейся при жизни исцелениями бесноватых. И оклеветавшая преподобную женщина неожиданно почувствовала, что она теперь не больна, что Марин-Мария помогла ее исцелению!
Это чудо произошло на глазах у множества людей, и с того самого момента у христиан рассеялись всякие сомнения в святости преподобной Марии.
Память преподобной Марии отмечается 12 (25) февраля
Святая блаженная Мария
Жизнь человеческая складывается по-разному. Грешников, конечно же, много - значительно больше, чем подлинно чистых и праведных людей. Но вот что очень важно в христианском учении: какова бы ни была глубина человеческого падения, оно еще не означает неизбежного сошествия во ад. Искреннее раскаяние и вера в Божию милость могут и очень сильно согрешившего человека привести ко спасению. Это хорошо видно на примере судьбы другой Марии - МАРИИ БЛАЖЕННОЙ, рассказ о жизни которой записан великим святым - преподобным ЕФРЕМОМ СИРИНОМ.
Здесь же, в этом житии, мы находим также своего рода антитезу знаменитой противомонашеской повести Льва Николаевича Толстого "Отец Сергий" (написанной, впрочем, много веков спустя после описанных преп. Ефремом событий).
Вкратце напомним: в повести речь идет о человеке, который в ранней молодости покинул мир, чтобы не грешить, затворился в монастыре, но мир "достал" его и в уединенной келье: отец Сергий не смог совладать со своей страстью и совратил пришедшую к нему на исповедь девушку. После этого он почему-то решил, что монашеский путь бессмысленен и навсегда покинул монастырь для вольного странствования. Этот уход из монастыря Л. Н. Толстой описывает с особым оптимизмом.
А теперь почитаем житие блаженной Марии. В этом житии (реальной, не сочиненной жизни) будет завязываться тот же узел противоречий, только "героем" здесь станет не мужчина, а женщина, и развязка будет совсем нетолстовская.
Итак: в IV веке от Р.Х. родилась девочка, которую родители назвали Марией. Мария очень рано, в 7 лет, осталась сиротой. Ее отдали на воспитание дяде - преподобному АВРААМИЮ СИРИЙСКОМУ - глубоко и свято веровавшему человеку. И вместе (а точнее, рядом) с ним она прожила в одной, разделенной перегородкой, хижине целых 20 лет.
Это было время христианского воспитания и образования Марии.
Авраамий (так звали старца) уже давно был известен своими миссионерскими подвигами. Когда-то прославился тем, что раз за разом приходил в языческое селение проповедовать христианство. Там его страшно, почти до смерти избивали, наконец, пообещали убить - но старец явился снова... И язычники, оценив его мужество, задумались. Стали слушать Авраамия, прониклись верой во Христа и, наконец, крестились.
После этого подвига Авраамий ушел в затвор, поселившись в хижине неподалеку от города Лампсака в Малой Азии (тогда - территория Восточной Римской империи). Когда появилась Мария, старец выгородил для себя внутреннюю часть своего жилища, и теперь возможность покидать хижину осталась только у девочки. С ней Авраамий общался через небольшие дверцы, сделанные в перегородке. Он воспитывал ее в вере, учил грамоте, передавал псалтырь и прочие святые книги.
Мария очень любила своего дядю, старалась подражать ему во всем хорошем, преуспевала в посте, молитве и других добродетелях.
Сам Авраамий был человеком, уже при жизни достигшим в глазах современников-христиан явной святости. Он так укоренился в вере, что как бы "пророс" в мир иной. Ему приходилось воочию видеть бесов, терпеть знакомый, в основном, лишь монахам ужас их нападений. Ему удавалось их побеждать молитвою к Господу Богу. Он был опытным в жизни как таковой, опытным и в монашеской жизни. Одолеть его веру было чрезвычайно трудно.
Иное дело - его ученица Мария. Она была все время вне мира, рядом и под защитой своего любимого дяди-старца, во всем его слушалась... А в это время ее добродетели готовилось испытание.
Однажды некий монах, придя к Авраамию за поучениями, украдкой увидел Марию и был поражен ее красотой. Он забыл о своем сане, по-видимому, даже воспользовался им, проник в ее келью, стал соблазнять... И соблазнил Марию, провел с ней ночь, а потом как можно скорее ушел.
Наутро, когда Мария проснулась, пришла в себя и поняла, ЧТО ИМЕННО она позволила с собой сделать - все для нее рухнуло. Она решила, что это неисправимый, смертный грех, который не покроет никакое покаяние.
Эти мысли Марии были, как говорят, "от лукавого". Христианство учит, что нет греха, который нельзя смыть искренним глубоким раскаянием, исповедью и покаянием. Смертный грех, по учению православного христианства, это не какой-либо тяжкий грех, а ЛЮБОЙ грех, в котором человек СОЗНАТЕЛЬНО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПОКАЯТЬСЯ.
Но Мария, считая, что душа ее навсегда загублена, решила бежать, бросив все. Бежать от места, о котором ей теперь так больно было вспоминать, в другую местность, в другой город. Она прошла пешком 60 верст и оказалась в городе Асе. И здесь будущая блаженная Мария стала... гостиничной блудницей. С Небес она упала на самое грязное дно жизни - казалось, для того, чтобы неизбежно сгинуть на этом дне.
* * *
Но мы забыли о старце Авраамий. Он, не найдя Марию ни утром, ни днем, ни в последующие дни, понял, что с ней случилась страшная беда. И начал молиться Богу, чтобы Тот спас девушку. Это была упорная и горячая молитва.
Прошло несколько лет - старец молиться не прекращал, и вдруг в разговоре с проходившим мимо путником, Авраамий совершенно точно узнает, где находится его бывшая воспитанница и чем она занимается.
Как мы помним, Авраамий практически был затворником, он всего себя посвятил Богу, уже 50 лет (!) строго постился и не оставлял места своих молитв. Но в этой ситуации он пошел на опаснейший - не только с физической, но и с духовной точки зрения - шаг. Никаких богатств старец за свою жизнь не скопил. Но у него хранилась одна золотая монета - ценившаяся очень дорого. Старец взял монету. И переодевшись в военную форму, надев на голову шлем с забралом, прикрывающим лицо, преп.Авраамий отправился в город Асе, в ту гостиницу, где жила и была блудницей Мария.
...Наверное, трудно представить себе удивление хозяина и прислуги, когда дряхлый старик-ветеран, приехавший издалека, велел не просто закатить пирушку, но и позвать себе красивую девушку Марию, о прелестях которой он "много наслышан". Впрочем, и это его чудачество было немедленно исполнено, как только старик заплатил за все "удовольствия" драгоценнейшей золотой монетой!
При виде своей духовной дочери Марии преп.Авраамий едва не разрыдался. Но он подавил в себе рыдание - больше всего он боялся, что девушка, узнав его, убежит прочь. Поэтому он не давал ей отвлечься, усиленно ухаживал за Марией, поил, угощал, пил и ел сам, обнимал и даже целовал ее. (Наверное немногие из сегодняшних читателей понимают, что означало в сознании старца - христианина, отшельника, всю жизнь боровшегося с грехом - провести вот так хоть один вечер своей оставшейся жизни! Это могло означать духовную гибель, но преп.Авраамий шел на это - из христианской любви к своей воспитаннице).
Наконец, старец начал настаивать, чтобы Мария провела его к себе. Она исполнила эту просьбу. И вот закрылась дверь, они остались наедине... Старец сел на широкую кровать и попросил женщину разуть себя. Пока она делала, Авраамий снял с себя шлем, а потом крепко сжал ее руки в своих руках, чтобы Мария не могла убежать. И только в этот момент Мария с изумлением и ужасом поняла, что перед ней - сам ее старец, святой Авраамий!
А он стал говорить, глядя ей прямо в глаза: "Мария, дочь моя! Ведь это же я, Авраамий! Что ты сделала с собою? Какая приключилась беда? Если был грех, я возьму все на себя! Скажи мне! Возвратись со мной в наш дом..." Он говорил с ней, как отец с любимейшей дочерью, а она как будто окаменела - стояла с побелевшим лицом.
Потом Мария начала свой рассказ. Она рассказала старцу о той ночи, когда согрешила в их келье и обо всей своей последующей жизни. Она не хотела поверить в возможность спасения своей души и в отчаянии вновь и вновь наотрез отказывалась возвращаться.
Но Авраамий не отступился. Он дал Марии страшное обещание: твердо обещал взять ее грех на себя,., т.е. пойти в ад вместо нее! И потрясенная тем, сколько мужества и любви было в душе Авраамия, Мария решилась вернуться в ту хижину, где провела столько лет.
Только теперь они со старцем поменялись местами, и Мария выбрала для себя внутреннюю келью, а Авраамий поселился у двери. И теперь Мария не желала, чтобы из-за нее духовно погиб старец, не желала и сама быть игрушкой в руках темных сил. Она стала каяться, и уже сознательно, в наказание за то, что жалела себя и свою плоть, она подвергала себя жестоким испытаниям - чрезвычайно строго постилась, молилась непрестанно, практически не давая себе времени для сна.
Люди, которым случалось проходить мимо хижины ночью, многократно слышали женские рыдания - это оплакивала свой грех блаженная Мария. Ее раскаяние было так велико, что она получила от Бога дар исцелять тяжелые болезни.
Молился и каялся за грехи Марии, как за собственные грехи и старец Авраамий. Радовался он и тому преображению, которое она переживала. Он скончался через 10 лет после тех страшных для него событий, семидесяти лет от роду, и его хоронить вышли все жители близлежащего города. А Мария после смерти Авраамия прожила еще 5 лет, ни на минуту не переставая сокрушаться о своих грехах.
Память блаженной Марии и преподобного Авраамия празднуется одновременно - 29 октября (11 ноября).