Постом Церковь настойчиво призывает нас к воздержанию, к аскезе. А что такое аскеза? Способ достижения духовных целей через самодисциплину, самоограничение, самоотвержение. И если грех — это болезнь, то, как при любой болезни, чтобы выздороветь, нужно соблюдать режим. А когда не хватает ни силы, ни воли — искать примеров для подражания. Да, не всем дано стать героями, но наши герои — святые, они всегда помогут, если попросить.

Брак по любви

Константинопольская аристократка Анастасия ПатрикияТ. е. патрицианка — женщина из исконно римского рода, входящего в правящий класс империи, управлявший общественными землями. чуть было не стала византийской императрицей — в 548 году Юстиниан Великий, овдовев, хотел на ней жениться.

В юности он полюбил лицедейку Феодору, которая выросла в болельщицкой корпорации при ипподроме (сначала это были просто клубы болельщиков, но со временем на них возложили еще и организацию зрелищ). В то время лицедейство и проституция мало чем отличались, и о Феодоре ходили недобрые слухи. Естественно, такой брак вызвал протест императрицы Евфимии, супруги его предшественника. Но Юстиниан не отступился: после кончины Евфимии он издал указ о браке, позволявший, в частности, раскаявшейся лицедейке, бросившей свое прежнее занятие, вступать в законный брак даже с высокородными лицами. И свадьба состоялась.

История необычной святой, которую считали мужчиной
Юстиниан Великий

Жила императорская чета в любви, согласии и взаимной преданности, и христианин Юстиниан любил и почитал христианку Феодору до самой ее кончины, найдя в ней верную помощницу, к которой прислушивался даже в государственных делах.

Брак по расчету — что не срослось?

Но когда жена умерла, император решил подправить репутацию второй женитьбой на добродетельной вдове из хорошей семьи по имени Анастасия.

Казалось бы, счастливый поворот судьбы: мало того, что предложение делает сам император, так он еще и брат во Христе, защитник Церкви, инициатор Пятого Вселенского Собора. Для женщины из высшего имперского общества — блестящая партия. В этих кругах вообще редко женились по любви. Зато богатые, привыкшие к роскоши, блестяще образованные римские дамы часто совсем не прочь были с помощью удачного брака попробовать себя в политике.

Но что делать, если женщина выбрала не императора, а Христа? Анастасия тайно сбежала из столицы.

Вообще-то, в те времена женщины, решившиеся на иночество, селились все-таки не в египетской пустыне, а в более обитаемых местах — либо в пригородах Александрии, как Феодора или Синклитикия, либо поближе к Нилу, как аммаТак называли подвижниц высокой духовной жизни. Амма — женская форма обращения авва. Сарра, которая, как свидетельствует Палладий Еленопольский, «пребывала шестьдесят лет подле реки». Но там императору, если бы он воспринял ее бегство как личное оскорбление, ничего не стоило ее найти.

И Анастасия укрылась в пустынном скиту у старца Даниила. Тот, чтобы обезопасить стремившуюся к иночеству женщину, дал ей монашескую одежду, в которой пола не различить, стал называть Анастасием-евнухом и благословил поселиться в уединенной пещере.

«Смотри, даже женщины побеждают сатану!»

Все мы знаем об отцах-пустынниках — первых иноках, которые в IV— VI веках уходили в пустыни для уединенных молитв и аскетических подвигов. Но Палладий Еленопольский, ученик Иоанна Златоуста, в своем «Лавсаике, или Повествовании о жизни святых и блаженных отцов» рассказывает не только о трудах «святых отцов, монахов и отшельников», но и о тех досточтимых матерях, «кои с мужским и совершенным разумом свершают труды добродетельных подвигов». Хотя, по представлениям тогдашних отшельников, женщине в пустыне не место — не только потому, что жизнь там тяжела и опасна, но и потому, что ее присутствие в монашеской среде — источник постоянного искушения.

И все-таки были монахини, которые инкогнито жили в пустыне, переодевшись в мужскую одежду. По свидетельству двух старцев, они, идя по пустыне близ Скита (одной из первых крупных монашеских общин), услышали «слабый голос, раздававшийся из‑под земли», и обнаружили в пещере старую больную монахиню, которая подвизалась там тридцать восемь лет. И она сказала им: «Я служу Христу, не испытывая ни в чем недостатка и никого не видя. Господь послал вас, чтобы похоронить тело мое».

Такие примеры напоминали отшельникам, что им не следует кичиться своим уходом в пустыню, поскольку и женщины поступают так же. «Смотри, — говорил авва Виссарион своему ученику, — даже женщины побеждают сатану!»

«Я служу Христу, не испытывая ни в чем недостатка»

По свидетельству Даниила Скитского (VI век), Анастасия прожила в строгом затворе 28 лет. Хлеб и воду ей раз в неделю приносили из монастыря и оставляли у входа. Только почувствовав приближение смерти, попросила она старца Даниила прийти, и тот успел исповедовать и причастить ее. По преданию, только переодевая подвижницу перед погребением, послушник старца обнаружил, что это женщина, и старец рассказал ему ее историю.

История необычной святой, которую считали мужчиной
Анастасия Патрикия, святая пустынница Александрийская

В 1200 году мощи преподобной Анастасии Патрикии перенесли в Константинополь и положили в храме Святой Софии.

***

Спаситель предупредил: трудно богатому войти в Царство Небесное, и, чтобы никто не пропустил это мимо ушей, даже усилил: и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф 19:23). Но большинство из нас считает, что к нам-то это точно не относится. А почему, собственно? Мы так же дорожим материальными благами, нам важен комфорт — ну разве что всего этого у нас поменьше.

Патрицианка Анастасия прошла «сквозь игольные уши». Но ведь Христос всем нам сказал: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:48). А вдруг и мы сможем? Во всяком случае, стоит попробовать. Хотя бы Великим постом.

0
0
Сохранить
Поделиться: