28 сентября Церковь вспоминает великомученика Никиту Готфского. Имя святого, в честь которого, крестили многих и многих людей. Имя, которое давали и дают родители новорожденным детям, иногда даже не задумываясь о том, откуда оно пришло в нашу культуру и отчего обрело такую популярность. Пожалуй, самое распространенное имя в России... Но почему?

«Детство Никиты»

Алексей Толстой
Алексей Толстой

В конце каждой весны, в начале лета, родители школьников в своих поисковых запросах в интернете непременно пишут: «обязательная литература на лето для …»

Ответы получаются почти одинаковыми. Литература — классической, с редкими и случайными вкраплениями от осмелевших педагогов (очень уж спорна сегодняшняя детская литература). Когда-то давно кем-то составленный список предлагает проверенные временем произведения, блестящие по языку, емкие по содержанию, впрочем, с каждым днем все менее близкие читателю, не вполне современные. В этом списке детям младшего и среднего возраста в частности рекомендуются книги «о сверстниках». Но если веселые и юмористические истории про Карика и Валю, Тома Сойера и Гекльберри Финна, Петрова и Васечкина учителя все-таки рекомендуют прочесть дополнительно, то «Детские годы Багрова-внука» Аксакова, «Детство Темы» Гарина-Михайловского и «Детство Никиты» Алексея Толстого - читать следует в обязательном порядке. Эти автобиографические произведения, рисующие дворянский быт, мир детства, не так динамичны, в них нет захватывающих дух приключений, и оттого сегодняшнему читателю они могут показаться даже скучными. Но современный мир предлагает способ не утратить то ценное, что есть в нашей культуре и литературе. Кинематограф. Экранизируя классические произведения, он невольно продолжает жизнь книг, помогает не забыть. Так случилось и с повестью «Детство Никиты» Алексея Толстого.

Надо сказать, что вплоть до середины 90-ых годов советское телевидение работало жестко по плану. Значительное место в нем отводилось детским и юношеским образовательным фильмам и программам. И хотя, часто эта область финансировалась по остаточному принципу, тем не менее, вложения в нее были серьезные. Как отмечают режиссеры, работавшие на Центральном Телевидении (в главной редакции программ для детей и юношества), миссия телевидения была просветительской. Поэтому-то и снималось большое число детских художественных фильмов по классическим, хрестоматийным произведениям. В конце 80-ых годов вышла целая серия фильмов «о первой юношеской любви», среди которых заметным был фильм профессора Андрея Зеленова «Детство Никиты». Это было не развлекательное кино, а кино о подростке, его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, первых ошибках и промаха. Этот и подобные ему фильмы были сложной «литературой» со сложным языком, с полутонами в речи и отношениях, фильмы и книги, которые заставляли думать и призывали не забывать, что «душа обязана трудиться».

«Детство Никиты» не гремел на кинофестивалях, не получал каких-то значительных премий, он просто запомнился актерами первой величины: Львом Дуровым, Зиновием Гердтом, а также тем, что фильм этот с завидной регулярностью показывали по телевизору.

Сложно и не вполне правильно на основании этой истории делать далеко идущие выводы. Однако, не исключаем, что образ Никиты - девятилетнего мальчика, непростого, умного, чуткого, умеющего бороться и имеющего позицию, многим тогдашним подросткам запомнился и был близок. Поэтому не удивительно что, десять лет спустя, когда подростки выросли, завели собственные семьи, родили детей, из подсознания стали всплывать любимые литературные герои, в честь которых хотелось называть собственных детей. Но не смешные и беззаботные шалопаи, как Том Сойер или Витя Малеев, а сложные, как Никита. Именно в конце девяностых годов имя Никита, вопреки всем правилам, вдруг стало популярно.

Имя Никита

Когда мы говорим о традициях наречения имен новорожденным, то все они относятся к временам, когда они бережно хранились. В последнее столетие многое нами было утрачено и потому правило, как «дать имя ребенку», носит случайный характер. Все чаще родителя говорят, «назвал Аглаей, потому что люблю Достоевского, Елисеем «как у Пушкина». Может быть и Никитой стали называть, как у Толстого?

Как бы то ни было, имя Никита в рейтинге популярности движется семимильными шагами. С пятидесятого места, которое оно занимало на протяжении всего XX века, к началу века XXI века, оно уже вошло в десятку самых популярных имен. А сегодня входит в пятерку лидеров по популярности среди мужских имен, которые дают новорожденным.

Имя Никита происходит от греческого слова «νικητής» и переводится как «победитель». Имя это, как ни странно, распространения в Европе не получило почти совсем. Помимо России, оно известно и употребимо лишь у румын, болгар, сербов и греков. И хотя святых с именем Никита в святцах мы обнаружим сразу шестнадцать. Самым известным и особо почитаемым еще со времен Византии остается великомученик Никита (Готфский), память которого Православная Церковь чтит 28 сентября (15 сентября по ст.стилю).

Никита Готфский

nikitaНикита родился на берегах Дуная и по происхождению был готом. Знатный, богатый военачальник, он жил в стране, которая простиралась от нижней Вислы до Черного моря и соответствовала территории нынешней Румынии. Правители готов отличались воинственностью, постоянно вели завоевательные войны и были идолопоклонниками. Но, когда в Византии к власти пришел Константин Великий, христианство начало проникать и распространяться и на ближайшие государства. Также оно пришло и к готам, которых просвещал епископ Феофил, тот самый, что присутствовал на Первом Вселенском соборе в Никее. Он в частности крестил Никиту, который уверовал во Христа и мечтал Ему послужить. Очень скоро язычники-готы, видя с какой скоростью распространяется христианская вера, воспротивились этому, а правитель страны и вовсе начал жестокие гонения, требуя стереть с лица земли даже память о христианах. Начались межплеменные и междоусобным распри, которые вели к братоубийству и нескончаемым сражениям. За власть боролись двое: христианин и язычник. Войско христиан возглавил вождь Фритигерн, а для того, чтобы одолеть язычников во главе с Атанарихом, он обратился за помощью к грекам и получил подмогу из Фракии. После победы Фритигерна, христиане упрочили свое положение в стране, и вера стала распространяться среди готов с невероятной быстротой. Содействовал этому епископ Ульфила. Теперь с греческого на готский переводились книги, воздвигались храмы. Святой Никита был среди тех, кто в силу своего статуса и положения мог открыто и публично проповедовать. Он просвещал язычников и многих, включая свою семью, собственного отца, обратил в христианство.

Другое дело, что Атанарих не забыл свое поражение от христиан. Он готовил отмщение за испытанный позор. Вернувшись к власти, Атанарих устроил новое, еще более жестокое, гонение. Одним из его противников стал святой Никита. Он публично обличал Атанариха, за что был схвачен и подвергся жестоким мучениям. Святого Никиту избивали, распинали на кресте, сбрасывали с горы, рвали тело крючьями и в конце-концов, измученного, бросили в огонь. Святой Никита принял мученический венец 28 сентября 372 года. Уже после того, как костер погас, тело святого мученика Атанарих приказал оставить без погребения под страхом смерти, надеясь, что оно будет растерзано дикими зверями. Одним из тех, кто горько оплакивал смерть Никиты, был Мариан. Он был христианином, выходцем из Киликии и очень дружил со святым Никитой. Потрясенный стойкостью, с который святой Никита защищал их общую веру, терпением, с которым он переносил мучения, Мариан задумал перенести останки мученика на свою родину, в Киликию, и там достойно похоронить. Под покровом ночи, в страшный ливень, он с трудом отыскал тело святого Никиты, превозмогая страх, укрыл его в собственном доме, а затем и перевез в родной город Мопсуестия. Вскоре от гроба начали происходить чудеса и исцеления, а дом Мариана уже не мог принять всех желающих поклониться гробу святого Никиты. Поэтому-то городскими властями было принято решение построить церковь в честь святого страстотерпца Никиты Готского, куда теперь могли свободно прийти те, кто хотел поклониться и помолиться у гроба мученика. Позднее святые останки были перенесены в Константинополь. Частица их также хранится в Сербии, в монастыре Высокие Дечаны.

Тропарь великомученика Никиты

глас 4

Мученик Твой, Господи, Никита/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак великомученика Никиты

глас 2

Прелести посек державу стоянием твоим/ и победы приим венец во страдальчествех твоих,/ со Ангелы, славне, радуешися,/ Никито тезоименитe,// с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.

На анонсе - Никитский монастырь в Переславле-Залесском

0
0
Сохранить
Поделиться: