Иконы Михаила Архангела отличаются разнообразием деталей и сюжетов. Ведь очень сложно вместить в одно изображение все наши знания и представления о том, кто возглавляет небесное воинство.
Икона «Собор Архистратига Михаила»
На наиболее распространенном варианте иконы «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» архангел предстает в окружении всех ангельских чинов. В центре композиции находится медальон с изображением Христа. Обычно его поддерживают высшие ангелы — серафимы и херувимы. Но на некоторых иконах его держат архангелы Михаил и Гавриил. Самая известная икона такого рода называется «Собор архангелов». Она относится ко второй половине XII века и происходит из Михаило-Архангельского монастыря в Великом Устюге.
Раз в году Церковь отмечает праздник, посвященный всем представителям ангельской иерархии. Когда сатана не пожелал слушаться Создателя, а захотел занять Его место, и был низвержен с Небес, именно Архангел Михаил собрал всех ангелов, сохранивших верность Богу, и призвал, видя падение сатаны, не следовать его примеру, а славить Господа и служить Ему. Поэтому именно он считается начальником над всеми ангельскими чинами.
Принято считать, что небесное воинство имеет трехступенчатую иерархию. Ближе всего к людям в ней находятся восемь архангелов: Архистратиг Михаил, а также Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил — и вместе с ними начала и ангелы. В середине небесной иерархии находятся господства, силы и власти. Высшие и наиболее приближенные к Богу — престолы, серафимы и херувимы. Каждый ангел несет свое послушание. А вместе все девять чинов воплощают и поддерживают мироустройство, задуманное Господом.
Праздник в честь всех них, отмечаемый 21 (8) ноября, носит такое же название, как и икона, — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Появился он в церковном календаре в IV веке, когда было осуждено еретическое учение об ангелах как о творцах и правителях мира. А икона, отразившая почитание ангелов не самих по себе, а именно собравшихся вокруг Христа, известна только с XI века.
Фото иконы Михаила Архангела
Описание иконы Архангела Михаила
Вряд ли получится дать одно-единственное описание иконы Архангела Михаила, так как существует несколько различных вариантов изображения небесного защитника. Он может предстать в образе и кроткого ангела, и грозного воина, и величественного царя. Но кем бы он ни был, за спиной его всегда заметны крылья, по которым его можно отличить от святых.
Часто в одной руке архангел держит жезл как символ власти, а в другой — прозрачную сферу, символизирующую мироздание. Сначала в западной, а потом и в православной традиции небесный Архистратиг стал изображаться с весами, с помощью которых на Страшном суде будут взвешиваться грехи и добрые начинания каждого человека. На ряде икон мечом, а на других тем же жезлом-копьем он поражает дьявола. С XVI–XVII веков получило распространение изображение Архангела Михаила — воеводы, на котором он — всадник с трубой на пламенном коне, возвещающий конец времен.
Одет Архангел Михаил или в хитон, или в воинские доспехи и плащ с тавлионом (нашивкой, подчеркивающей высокое звание), или в лоратное облачение (одеяния, включающие в себя лорум — широкую ленту, расшитую изображениями из драгоценных камней, золотых нитей и др.). На голове у него может быть корона, указывающая на его верховенство в небесной иерархии, или повязка со свободно развевающимися концами: она указывает на то, что ангелы слышат и исполняют волю Божию.
Образ Архангела Михаила можно увидеть на иконах «Собор архангелов», «Явление Иисусу Навину», «Чудо в Хонех», «Чудо о Флоре и Лавре», «Спасение трех отроков в пещи огненной». Особый интерес представляют иконы с клеймами, рассказывающими о разных его деяниях.
Значение иконы Архангела Михаила
Большое значение икона Архангела Михаила имеет как в церковной жизни, так и в истории и культуре.
Его изображение вместе с изображением Архангела Гавриила традиционно присутствуют в главном ряду иконостаса, так называемом деисусном чине, центральное место в котором занимает Христос. Оба они — ближайшие помощники Господа.
Но первым противостоял дьяволу, когда тот хотел занять место Создателя, Михаил. Благодаря этому он и получил свое имя по заданному им вопросу «кто как Бог?», подчеркивающему, что никто не может быть равен Всевышнему. Поэтому верующими он и воспринимается как главный помощник Божий в борьбе со всем, что противно Господу. Еще с XI века распространение получили нательные образки и другие предметы личного благочестия с изображением архангела, почитаемого защитником от дьявольских козней.
Воинства разных христианских стран издавна почитали Архистратига Михаила своим покровителем и шли сражаться под стягами с образом небесного воеводы или сюжетом его явления Иисусу Навину, ветхозаветному предводителю израильского народа. Перед ним Архангел предстал в роли «вождя воинства Господня», вдохновив Иисуса Навина на предстоящую борьбу с хананеями. И позже православные воины, которые вставали под стяг с изображением архангела, верили и надеялись на помощь вождя небесного воинства в битве с врагами.
Архангела Михаила в роли заступника города или даже страны можно увидеть на нескольких гербах, где он изображен в разных образах, основанных на иконографической традиции: в момент схватки с дьяволом (Архангельск) или в момент поражения сатаны (Брюссель), в полной боевой готовности (Киев), с мечом и весами в руках (Новогрудок) и держащим вместе с Гавриилом щит с геральдическим знаком (большой герб Российской империи).
Где есть иконы Архангела Михаила
В любой церкви есть иконы Архангела Михаила. Небесного Архистратига можно увидеть в иконостасе, на росписях, мозаиках и храмовых иконах. Но некоторые образы привлекают особое внимание как верующих, так и ценителей искусства.
Пожалуй, самая необычная икона архангела находится в Греции, в посвященном ему монастыре на острове Лесбос. Согласно преданию, ее вылепил из земли, пропитанной кровью монахов, послушник, чудом спасшийся во время нападения пиратов. Они убили всю братию, а молодой человек успел спрятаться. И когда разбойники заметили его, вдруг явился Архангел Михаил. Преступники бежали, а послушник, похоронив иноков, постарался воссоздать лик небесного заступника, каким он его запомнил. И вот уже много веков верующие приходят к чудотворной иконе помолиться о своих нуждах и поблагодарить архангела за помощь.
В России один из старейших образцов (ок. 1400) изображения главы небесного воинства с деяниями находится в Архангельском соборе Московского Кремля. Перед этой иконой в трудную минуту молились русские князья, почитавшие Архистратига своим покровителем. Также в Кремле, в Успенском соборе, находится еще одна древняя (XIII в.) икона Архангела Михаила — его явление Иисусу Навину.
Другая уникальная икона, датируемая XVII веком, — «Архангел Михаил, грозных сил воевода» — была подарена городу Дмитрову первым царем из рода Романовых Михаилом Федоровичем и Патриархом Филаретом. Она по сей день пребывает на своем месте в Успенском соборе Дмитровского кремля.
Многие иконы Архангела Михаила находятся сейчас в музейных залах. Так, например, образ, автором которого считают преподобного Андрея Рублёва, хранится в Третьяковской галерее.
Архангел Михаил: икона Рублёва
Одно из самых известных изображений Архангела Михаила — икона Андрея Рублёва. На ней он предстает в образе не сурового архистратига, а кроткого ангела. Склоненная голова, мягкий взгляд, плавные жесты, расшитая туника, прикрытая плащом, — все это создает одновременно вид и царственный, и смиренный. Золотистые крылья и лазоревая повязка в волосах со свободными концами подчеркивают неземную природу архангела. Главный небесный борец с дьяволом здесь противопоставляет ему не свое огненное оружие, а полную непричастность злу. Всем существом он устремлен к Богу.
В 1918 году эта икона была обнаружена в Звенигороде вместе с еще двумя — образами Спасителя и апостола Павла. Все они относились к одному деисусному чину (т. е. главному ряду из иконостаса, в центре которого находится Христос). Но доподлинно установить, в каком храме они находились, не удалось. Их автором был признан знаменитый древнерусский иконописец Андрей Рублёв. Стилистика, колорит, композиция во многом схожи с «Троицей» — самым известным произведением мастера.
В последнее время ряд исследователей высказывает мнение, что «Звенигородский чин» мог быть написан иным автором. Но кем бы ни была создана эта удивительная икона Архангела Михаила — прославленным или неизвестным художником, она в любом случае остается величайшим шедевром иконописного искусства, призывающим зрителя обратить свой взгляд к Небу.
Икона «Чудо Михаила Архангела в Хонех»
Икона «Чудо Михаила Архангела в Хонех» рассказывает об удивительных событиях, произошедших в IV веке.
Неподалеку от одного города на территории современной Турции находился храм, посвященный Архистратигу Михаилу. Согласно преданию, он был построен бывшим язычником, чья дочь исцелилась от немоты на этом месте. Привести ее сюда, найти источник и дать попить из него воды, чтобы она смогла говорить, велел сам явившийся отцу во сне архангел.
Но не это чудо легло в основу иконографии, а другое, случившееся намного позже. В этот храм и к целебному источнику стали приходить не только христиане, но и язычники. И многие из них обретали здесь истинную веру. Это не нравилось другим идолопоклонникам, и они решили соединить в одно течение две горные реки, чтобы бурный поток уничтожил церковь. В этой церкви много десятилетий жил и служил пономарь Архипп. Был он человеком благочестивым и любящим Господа. Именно его мы видим теперь вместе с небесным заступником на иконе «Чудо Михаила Архангела в Хонех». Узнав о страшном плане и не имея другой возможности защитить храм, Архипп усердно молился Богу. И по его молитвам в тот самый момент, когда должна была хлынуть вода и затопить святое место, явился сам Архангел. Он ударил своим жезлом о землю, и в горе образовалась щель (с тех пор место называлось Хоны, что переводится как «расщелина»), в которую и ушли бурлящие струи.
На иконе «Чудо в Хонех» присутствуют две фигуры — молящийся святой Архипп и пришедший на помощь Архангел Михаил. За спиной у подвижника виден храм, который олицетворяет не только древнюю спасенную церквушку, но и всю Церковь Христову. В центре композиции — бурный поток воды. Он символизирует уже не разрушительную силу, которую хотели придать ему язычники, а целительную силу Божьей любви, проводником которой становится архангел.
Текст подготовлен редакцией журнала «Фома»