Центром иконографии праздника Благовещения являются две фигуры – Девы Марии и архангела Гавриила, который пришел к Матери Божией с благой вестью.

Архангел пишется в образе юноши с большими крыльями за спиной. Его фигура изображается в движении – правой рукой он благословляет Деву Марию, произнося слова обетования: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 30–33).

Образ Девы Марии пишется, напротив, в покое. Матерь Божия смиренна и молчалива перед вестником Божиим, но это молчание – знак послушания воле Божией. Голова Пречистой Девы чуть склонена перед архангелом Гавриилом – это тоже символ смирения, готовности услышать и исполнить повеление Бога.

Матерь Божия пишется, стоящей на небольшом коврике, так как по преданию, в тот момент, когда Ей явился Гавриил, Она совершала домашнюю молитву.

Икона Благовещения

Иконографической особенностью иконы является образ уже воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Это тоже связано с Преданием Церкви – в тот момент, когда Дева Мария согласилась исполнить волю Божию, Она уже чудесно зачала Сына Божия.

Фигура Иисуса Христа изображается на иконе еще один раз. Вверху иконы в небесной полусфере Господь представлен в образе Ветхого деньми, восседающего на престоле в окружении Небесных Сил. Ветхий деньми – это символическое, мистическое изображение Иисуса Христа, основанное на видении пророка Даниила: «воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна» (Дан. 7, 9).

На анонсе Благовещение. Мозаика триумфальной арки базилики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440 гг. Википедия

0
0
Сохранить
Поделиться: