Игумен Петр МЕЩЕРИНОВ: Нет, Бог, конечно же, не ищет никакого повода нас осудить. Здесь идет речь не о том, что любое звукосочетание будет где-то как-то учитываться, класться на весы, высчитываться, как в компьютере, а потом подведется черта, и, если на одну десятую больше оказалось – то иди в ад. Конечно, так не будет. Под “праздным словом” подразумевается слово, не подтвержденное делом. Эта заповедь Господа о том, чтобы наши слова не расходились с делами. К примеру, часто, когда мы призываем кого-то обратиться ко Христу и прийти в Церковь, то мы должны понимать, что за этими словами должны стоять наши, тех, кто призывает, дела: мы обязуемся явить людям Церковь, обязуемся показать им на своём примере, что такое христианская жизнь. Но ведь часто этого вовсе нет... Мы зовем людей, они приходят... и видят огромную разницу между тем, что мы им наобещали, и тем, что есть на самом деле. Я тут разговаривал с протестантом, обратившимся в Православие. Он жаловался мне: вот, пришли мы из протестантизма в Церковь, потому что убедились в истинности её учения – а столкнулись с тем, что истина и учение отдельно, а жизнь отдельно, в жизни большинства православных учение Церкви и её истина никак не выражается... Вот это и называется “праздное слово”, а вовсе не то, что кто-то как-то пошутит или случайно что-то скажет, а Бог его за это осудит.
Произнесение праздных слов также связано у нас с постоянным нарушением третьей заповеди – “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно”. “Господь простит” (вместо того, чтобы самому простить), “Господь поможет” (вместо того, чтобы самому помочь), “Господь управит” (вместо того, чтобы самому ответственно действовать)... имя Божие постоянно, и часто не к месту, слетает с наших уст. Неплохо бы нам задуматься об этом – как бы не ответить за подобное празднословие...
Уже год, как хожу в храм. И причащался много раз, и исповедовался. Эксперимент, думаю, пора закрывать с отрицательным итогом. Не знаю, что вы там называете благодатью, однако никаких ощущений, которые невозможно получить за церковной оградой, в церкви не получил. Что я делаю не так?
Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН: Люди, которые отслеживают свои эмоции, и по эмоциям пытаются выстроить духовную жизнь и понять, слышит их Бог или нет, очень часто находятся на опасном пути. Излишнее внимание к собственным чувствам подчас приводило к тому, что человек начинал относиться к благодати как к… наркотику, который может доставлять кайф. Человек связывал молитву с определенной эмоцией, связывал свои представления о том, что Бог его слышит, с определенным душевным состоянием, начинал искать этого состояния и уходил очень далеко от христианского здравомыслия. Если человек ищет в Церкви кайфа, он неизбежно столкнется с ломкой. Если человек ищет в Церкви новых эмоций и только их, он легко может быть уловлен врагом в прелесть. Поэтому хочется Вам посоветовать: просите Господа, чтобы Господь Сам Вас вел, и меньше обращайте внимания на свои эмоции. И если Вы действительно желаете Божьего водительства, если искренне готовы принять Божию волю, то Господь обязательно поможет, и поможет не через какие-то особые ощущения, а через реальное изменение Вашей жизни. В этом смысле Ваш эксперимент не просто неудачный, он неудачно поставлен. Поэтому прошу Вас молиться о том, чтобы Господь просветил Вас Своим светом, помог остаться в Церкви и найти в ней нечто большее, чем эмоции.
На заставке фрагмент фото Flickr.com/Sergio Patiño