Тысячи христианских паломников ежегодно стекаются в Иерусалим, чтобы посредством посещения святых мест мысленно вернуться к деталям священной истории и стать соучастниками библейских событий. Но сегодня вы уже не увидите Иерусалим таким, каким его видели Христос и апостолы, — от того города в первозданном виде сохранилось лишь несколько археологических объектов.
Иерусалим и христианские памятники в этом городе многократно разрушались и перестраивались. Критичными стали разрушения, произведенные римлянами во время первого и второго антиримских восстаний (66–70 и 132–135 годы), после чего город был заново отстроен римскими властями под именем «Элия Капитолина». В позднейшие периоды церкви и святыни неоднократно разрушались, воссоздавались, перестраивались... Все эти позднейшие постройки могут ввести в заблуждение современного паломника как изменившимся внешним видом (в готическом или турецком стиле), так и дислокацией — например, нынешняя крепостная стена, построенная в основном при султане Сулеймане Великолепном (после 1538 г.), только на отдельных отрезках совпадает со стенами города в новозаветный период, а предполагаемое место, где располагалась Голгофа, оказалось в городской черте.
По каким же постройкам можно понять, как выглядел Иерусалим времен Христа?
Самым важным археологическим объектом того времени следует признать юго-западную, южную и юго-восточную части стены платформы Храмовой горы. Благодаря раскопкам в XX веке была расчищена часть иродианской улицы, проходившей во времена Христа вдоль западной стены Храмовой горы. В этой части хорошо видна типичная иродианская кладка — огромные камни, весом, как правило, около 70–80 тонн, с узнаваемой отделкой. Знаменитая арка Робинсона указывает на один из входов на Храмовую гору. Другой интересный артефакт — трубный камень, который изначально находился на юго-западном углу карниза Храмовой горы и указывал место, где должны были стоять священники, трубя в трубу, чтобы возвещать о наступлении или окончании субботы.
С южной стороны имеются два входа на Храмовую гору — двойные и тройные врата, а также раскопаны ступени, по которым должны были проходить Христос и апостолы, восходя к Храму. У северо-западной части храмовой горы, ниже современного уровня, на высоте иродианской улицы были прокопаны туннели вдоль западной стены, одной из достопримечательностей которых является гигантский камень в иродианской кладке весом около 570 тонн. Эти объекты хорошо передают тот величественный стиль построек на Храмовой горе, которым восхищались ученики Христа, и в ответ на это Господь предсказал их полное разрушение, что и произошло при римлянах в 70 году.
В подлинном виде предстают перед нами гробницы в долине Кедрон (на восток от Храмовой горы) — известные сейчас как гробницы Авессалома и пророка Захарии (нач. I в. по Р. Х.), а также гробница священнической семьи Хезира между ними (I век до Р. Х.). Последняя была действующим семейным захоронением; в двух первых были перезахоронены указанные личности, либо это были символические могилы, поскольку паломник IV века из Бордо связывает их с другими именами: царя Езекии и пророка Исаии. Подобного рода гробницы окружали новозаветный Иерусалим с трех сторон. Они являются превосходной иллюстрацией к обличению Господом Иисусом Христом в адрес фарисеев и книжников, где Он говорит, что те строят гробницы пророкам, которых избивали их отцы (см. Лк 11:47), а их самих сравнивает с этими гробницами — красивыми внешне и исполненными нечистоты внутри (см. Мф 23:27).
Ряд объектов сохранились лишь частично, однако знакомство с ними позволяет мысленно восстановить их первоначальный вид. Наиболее интересным с этой точки зрения является храм Гроба Господня. Причем интересен не внешний его облик, который впитал в себя элементы и стили разных эпох, а объекты внутри него. Возвышенность в западной части идентифицируют с Голгофой, а в восточной части, в так называемой кувуклии, находятся остатки гробницы Христа. От гробницы Иосифа Аримафейского, в которой был похоронен Христос, сохранилось лишь ложе ниши, куда было положено Его тело.
Из других объектов примечательна купальня Вифезда, которая состояла из двух огромных бассейнов и пяти крытых галерей. Сохранились некоторые фрагменты и другой купальни — Силоам, впрочем, представить ее изначальный облик можно только по чертежам.
Ряд фактов позволяет предположить, что дом первосвященника Каиафы мог располагаться под нынешней церковью святого апостола Петра в Галликанту. В этом случае одна из двух обнаруженных подземных камер могла служить местом, где ночью находился в заточении Христос, перед тем как предстать перед Каиафой, а вторая (верхняя) — могла быть комнатой охраны. В пользу этой версии служат, с одной стороны, исторические свидетельства и строительство на этом месте церкви в V веке, с другой — анализ взаимного расположения этого и других мест последней ночи.
В ряде случаев на местах, где, по местному преданию, происходили библейские события, в позднейшие периоды (византийский, крестоносцев и так далее) были построены церкви или часовни. Посещение этих мест не может дать представления об их первоначальном виде, но помогает понять их расположение. К числу таких мест относятся Сионская горница, русские монастыри святой Марии Магдалины в Гефсимании (место молитвы о чаше Господа) и Вознесенский на горе Елеон (место Вознесения), а также Акелдама (где было устроено место погребения усопших на деньги, возвращенные Иудой Искариотом).
Особо интересен так называемый Лифостротон — демонстрируемые в монастыре сестер Сиона паломникам плиты мостовой, на которых выцарапаны рисунки для игр, устраиваемых римскими солдатами (об этом напоминает повествование Евангелия — см. Мк 15:16-20). Место суда над Христом находилось, вероятно, в римской крепости Антония. Эти плиты были перенесены оттуда во время строительства Элии Капитолины в начале II века и были уложены для строительства новой римской улицы над существовавшим на этом месте во времена Христа бассейном Струтион, который вследствие этого оказался спрятанным под землей.
Здесь Вы можете обсудить эту статью в Блогах "Фомы" (Живой Журнал). Регистрация не требуется.