Первый зам. председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков выступил 15 мая 2017 года в МГУ с открытой лекцией «ХХ век и будущее идеологии».
Вначале выступления лектор обратился к аудитории с вопросом, с какой точки зрения мы смотрим на историю, и сами ли мы ее объясняем или это кто-то делает за нас? – сообщает пресс-служба Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Одним из таких «объяснений» является концепция, согласно которой русская история XX века постоянно претерпевала разрывы, в частности, в 1917 и 1991 годах.
Есть сторонники того, чтобы стереть из народной памяти советский период. Их оппоненты предлагают сделать то же с периодом царским. Несмотря на внешние разногласия, и те, и другие предлагают разрыв и существование общества в ситуации самоотрицания, подчеркнул Александр Щипков.
При этом сторонники такого модного в настоящее время термина, как «десоветизация», по словам лектора, предлагают бороться, по сути, с виртуальным явлением, поскольку советской власти нет. И любая такая борьба, как отметил Александр Щипков, есть борьба с историей России.
По мнению лектора, одним из механизмов этой борьбы является, к примеру, навязывание идеи коллективной вины русскому народу в связи со сталинскими репрессиями или с убийством Николая II. Но история России не только должна быть непрерывна, но и является таковой, подчеркнул выступавший.
Касаясь вопроса об идеологии как таковой, Александр Щипков обратил внимание на следующую правовую коллизию: с одной стороны, Конституция России запрещает установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Однако статья той же Конституции, провозглашающая высшей ценностью человека, его права и свободы, по сути своей является идеологической.
В то же время современный либерализм, отметил лектор, фактически отказался от своей классической формулы «Свобода, равенство, братство», оставив из этой триады лишь «свободу».
В современной либеральной парадигме, по словам выступавшего, господствует неравенство в разных формах, начиная от теории расизма, оправдывающей колониальную теорию, до социального сегрегационного понятия «рукопожатности» - механизма разделения граждан на «правильно» мыслящих и «неправильно».
Александр Щипков заключил лекцию выводом о том, что никакая страна не может существовать в идеологическом вакууме, и идеология для государства, так или иначе, необходима.
Общество, по его словам, должно быть независимым, иметь под собой определенные основы, быть монолитным, единым, но всего этого невозможно достичь без определенной идеологии и мировоззренческих установок.
Читайте также:
Идеология: наука об идеях
Не биология, а идеология!
Что такое идеология, или о пользе консерватизма
Чем вера отличается от идеологии?
Идеология «окружает»
Об идеологической фильтрации окружающего пространства
Фото: журнал «Фома»